Статья
1770 2 августа 2011 17:06

МАК: экипаж Ту-154 Качиньского подвергался давлению

Причиной авиакатастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского, которая произошла в апреле прошлого года под Смоленском, стало то, что экипаж вовремя не принял решение об уходе на запасной аэродром при наличии информации о неблагоприятной погоде на аэродроме «Смоленск-Северный», заявил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов.

По его словам, одним из факторов также стало «снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты значительно ниже установленной руководителем полетов минимальной высоты ухода на второй круг 100 метров с целью перехода на визуальный полет, а также отсутствие должной реакции и требуемых действий на предупреждения системы раннего предупреждения о приближении земли – ТАВС».

Морозов отметил, что на экипаж самолета Качиньского было оказано психологическое давление. «Главнокомандующий BBC Польши появился в кабине и, по сути, при полном отсутствии взаимодействия у экипажа осуществлял контролирующее пилотирование, подавая команды о высоте полетов, информацию о высоте полетов», - сказал глава комиссии МАК. По его словам, фактическое давление со стороны главкома подтверждается фразами самих членов экипажа. «Я не знаю, но если мы не сядем, он будет ко мне приставать, и он взбесится», - привел пример Морозов.

Он отметил, что экипаж Ту-154 хотел во что бы то ни стало приземлиться на аэродроме в Смоленске. «По заключению летных экспертов и авиационных психологов, присутствие главнокомандующего военно-воздушных сил Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, а также ряд других факторов оказали психологическое давление на принятие командиром воздушного судна решения о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало», - подчеркнул глава комиссии МАК.

Он выразил уверенность, что недостатки аэродрома под Смоленском не явились причинами крушения самолета Качиньского. «Недостатки, касающиеся оборудования аэродрома "Смоленск-Северный" и работы группы руководства полетами, отмеченные в презентации государственной комиссии Республики Польша, нашли свое полное отражение и в окончательном отчете комиссии МАК. Однако хочу подчеркнуть, что, по мнению технической комиссии МАК и привлеченных международных экспертов, эти недостатки не явились причинами авиационного происшествия», – сказал эксперт.

«Мы, как техническая комиссия и все привлеченные эксперты, уверены, что экипаж принимал неправильные и неадекватные ситуации решения. Именно поэтому он и не мог их реализовать», - заявил Морозов.

Говоря о выводах польской государственной комиссии о причинах трагедии, он отметил: «Мы не увидели в докладе комиссии практически ничего нового по сравнению с опубликованным 12 января нашим окончательным отчетом, неотъемлемой частью которого являются замечания польской стороны». «Польская сторона в представленных материалах практически повторила свои замечания, ряд положений которых совершенно обоснованно не был принят технической комиссией МАК. Практически все технические замечания польской стороны мы приняли», - заявил Морозов, передаёт «Интерфакс».

Как сообщали «Актуальные комментарии», в результате авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля прошлого года погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в памятных мероприятиях, посвященных годовщине Катыньской трагедии. Самолёт Ту-154 с официальной делегацией Польши разбился при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный».

12 января 2011 года Межгосударственный авиционный комитет опубликовал итоговый отчет о расследовании катастрофы Ту-154. Непосредственной причиной крушения самолёта признано решение пилотов не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

29 июля польская комиссия представила свой отчет о расследовании авиакатастрофы под Смоленском. Основная ответственность за гибель лайнера была возложена на экипаж, который, по оценкам польских экспертов, допустил ошибки в пилотировании. В то же время польская сторона высказала претензии в адрес руководства полетами в смоленском аэропорту, указав также на его слабую техническую оснащенность.

 

Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

Польша, со своей стороны, в последнем докладе фактически возложила всю основную ответственность за катастрофу Ту-154 под Смоленском на экипаж, на подготовку полета. Выводы польской комиссии идентичны выводам МАК. Я никаких принципиальных различий не увидел, за исключением констатации того, что аэродром в Смоленске находится в не очень хорошем состоянии, и диспетчеры, возможно, не сделали всё для того, чтобы остановить катастрофу. Но мне кажется, что никакой альтернативной оценки произошедшему не дано. Более того, в каком-то смысле ещё жёстче выводы относительно готовности экипажа, его профессионального уровня и т.д.

Официальная часть этой истории на этом, наверное, закончится, потому что выводы комиссии - это официальная государственная оценка, данная Польшей. Политическая же часть истории не закончится еще долго. Скоро в Польше пройдут выборы, и на них оппозиция главным направлением удара по правительству выбрала именно эту трагедию. И чем ближе к голосованию, тем больше будет нагнетаться эта тема со стороны консерваторов. Там вопрос о том, что написано в докладе польской комиссии, уже никакой роли не играет, у них есть своя версия произошедшего – что, по сути дела, президента Качиньского убили русские, а продажное правительство Польши их покрывает. И эта версия в том или ином виде будет транслироваться ими вне зависимости от фактов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".