Статья
9496 15 января 2020 17:48

Масштабные перемены с неизвестным финалом: эксперты об изменении Конституции

Масштабные перемены с неизвестным финалом: эксперты об изменении Конституции
Фото: kremlin.ru

Президент России Владимир Путин в рамках ежегодного послания Федеральному собранию предложил масштабные изменения Конституции, которые должны значительно изменить баланс сил в системе разделения властей. В частности, предлагается наделить парламент функциями по формированию правительства, увеличить значимость Госсовета, перераспределить контроль за судами и силовыми ведомствами и другие меры. «Актуальные комментарии» собрали мнения экспертов о том, что значат предложения президента.

Роль партий и парламента

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает, что значительно увеличится роль не самой Госдумы как института, а в первую очередь парламентских партий, члены которых и будут участвовать в процессе принятия решений: «Роль „Единой России“ (партии власти) в системе увеличивается», — отмечает эксперт.

Такого же мнения придерживается политолог Станислав Шкель. По его мнению, роль партии власти значительно увеличится, а сама модель трансфера власти в 2024 году может привести к позитивным изменениям в будущем: «В целом из всех возможных сценариев, на мой взгляд, выбран самый позитивный по своим политическим последствиям. Хотя в краткосрочной перспективе от сокращения полномочий президента выиграет только В. Путин, в более отдалённой перспективе этот фактор может стать позитивным с точки зрения шансов для демократизации российской политической системы», — считает эксперт.

Политолог и преподаватель Европейского университета Григорий Голосов придерживается иной точки зрения, по его мнению, новые полномочия парламентариев расширяют их лоббистский, но не политический потенциал: «„Согласование“ кандидатуры премьера переименовывается в „утверждение“, но это ничего по существу не меняет, а право утверждать еще и кандидатуры министров после того, как основной вопрос (о премьере) уже решен, расширяет не политические, а лоббистские возможности думцев», — написал Голосов на своей странице в Facebook.

Политолог и преподаватель МГУ Кирилл Телин обращает внимание на то, что характер этих изменений будет зависеть от новых формулировок: «Будет ли отменён 4-й пункт 111 статьи Конституции, не просто дающий право, а утверждающий, по сути, обязательность роспуска Думы в случае троекратного отклонения предлагаемой кандидатуры? Если да, то это уже интересно; если нет, то, по сути, нам предлагается косметическое изменение — с таким же успехом можно предложить обозначать операцию умножения исключительно крестиком, а не точкой, и назвать это „беспрецедентной трансформацией“», — считает эксперт.

Процедура транзита

Эксперты сходятся во мнении, что повышение политической значимости Госдумы и Госсовета добавляет вариативность приближающегося трансфера власти: «Из сегодняшних реалий можно говорить о том, что лично для Владимира Путина как лидера нации, гаранта стабильности реформируемой политсистемы и национального суверенитета в 2024 году вполне подходящим может стать и председательство в Госдуме (которая будет утверждать премьер-министра и всех министров без права президента эти решения заблокировать, а также уже сейчас располагает целым рядом „спящих“ полномочий типа парламентского расследования), и руководство обновлённым Госсоветом», — считает политолог Александр Пожалов.

По мнению Голосова, Путин мог бы возглавить Госсовет, полномочия которого будут значительно расширены.

Новости об уходе правительства в отставку значительно усложняют дискуссию о параметрах транзита, так как возникает большое количество неизвестных переменных.

Процедура принятия новых норм

Пока остаются неизвестны параметры принятия изменений. «Будет ли всенародное голосование по поправкам в Конституцию проходить в форме референдума или в какой-то другой? Когда оно состоится? В сентябре — в Единый день голосования? Или пройдёт отдельно?», — озвучивает вопросы глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров.

Как отмечает Чеснаков, «некоторые юристы и политологи говорят, что достаточно общенародного голосования без процедуры референдума. Вполне. Зависит от формулировок документа в котором все будет прописано. Общенародное голосование проще и алгоритм легче».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".