Медведев: Учения НАТО - провокация
Президент РФ Дмитрий Медведев назвал "отковенной провокацией" планы НАТО по проведению военных учений на территории Грузии.
Учения НАТО в Грузии, "как бы ни пытались нас убедить в обратном, являются откровенной провокацией", - заявил президент РФ после подписания двусторонних соглашений с Абхазией и Южной Осетией.
Проведение учений НАТО в рамках программы "Партнерство ради мира" запланировано на территории Грузии в период с 6 мая по 1 июня, напоминает "Интерфакс".
"Прописная истина: там, где недавно была война, там не проводят учений. Вся полнота ответственности за осуществление этих целей ложится на принявших эти решения", - подчеркнул президент РФ.
Фото: ИТАР-ТАСС
Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:
Мне кажется, что основным аспектом развития отношений Россия-НАТО становится двустороннее политическое взаимодействие, которое не привязано к полноценному восстановлению военного сотрудничества. По большому счёту, как такового военного сотрудничества между Россией и НАТО за всё время развития отношений после окончания «холодной войны» так и не произошло. Партнёрство оказалось мягко-негативным и сдержанным. Декларируя стремление к сближению, стороны не стремились при этом форсировать события, которые могли бы перевести диалог из декларативной в предметную форму.
Следует учесть тот факт, что НАТО не только не были отменены учения в Грузии, но, более того, продолжается активно работа комиссий НАТО-Грузия и НАТО-Украина - и эта работа не завершится, эти комиссии продолжат своё существование. Более того, нельзя исключать, что на основании решений этих комиссий будут достигнуты предметные договорённости относительно поэтапного привлечения этих стран в состав НАТО. Мне кажется, что реальностью двустороннего диалога между Россией и НАТО останется диалог в формате политических консультаций с минимумом предметного содержания.
Это, наверное, находит отражение и в той роли, которую Рогозин играет как постоянный представитель России при НАТО. То есть, политический диалог во-многом будет подменять предметное наполнение, прежде всего, в вопросах военно-политического сотрудничества. Но даже если военно-политическое сотрудничество и сможет вернуться к тому периоду, который сложился после 2001 года (знаменитый отрезок времени после того, как в Риме было подписано новое соглашение, создана комиссия Россия-НАТО, но и тогда этот диалог во многом также ограничился такими вещами, как совместная разработка вопросов относительно спасения на море и борьбы с природными катаклизмами), это не приведёт к фундаментальным изменениям. Даже развитие и инициирование военно-политического диалога, где действительно будут привлекаться военные, а не только дипломаты, не сулит России больших дивидендов и серьёзного практического содержания.
Также нужно учитывать, что важную роль в выстраивании линии НАТО, как это ни странно, может сыграть новый постоянный представитель США при НАТО. Именно от его пакета инициатив и от того комплекса предложений, который он привезёт в Брюссель – а этот комплекс предложений во многом будет построен на активизации усилий США по расширению политической активности – будет зависеть то, в состоянии ли он компенсировать отсутствие военного и военно-политического диалога между Россией и блоком. Почему? Потому что НАТО всё больше, как в понимании Вашингтона, так и европейских стран, скатывается к статусу политической организации, в которой единственным гарантом безопасности в рамках её сферы ответственности выступают Соединённые Штаты. Данное обстоятельство нивелирует собственно военный сегмент, и, на мой взгляд, позволит России (конечно, в сдержанной форме) общаться с НАТО, но при этом соблюдать определённый баланс и паритет в силах, без резких движений как в сторону сближения, так и в сторону охлаждения. На мой взгляд, таково содержание текущего взаимодействия и ближайших перспектив взаимодействия между Москвой и Брюсселем.