Статья
7960 12 мая 2017 10:50

Мемная политика

Вы часто сталкиваетесь с мемами в социальных сетях? А сколько из них были на политическую тематику? Если задуматься, то на память приходят только раскрученные неудачные фразы политиков вроде «Денег нет, но вы держитесь» и «Это может показаться смешным». Политизации классических мемов не происходит, и даже на выборах 2016 года были незначительные попытки, которые сейчас уже никто и не вспомнит. Тем временем мемы становятся главным инструментом вирусного распространения информации.

Зачем мемы политикам

Политические лозунги мало чем отличается от мемов. А программы и доктрины современные исследователи феномена мемов называют мемплексами (комплексными мемами). Интернет-мем, скорее, определяет новую форму для лозунга, но функция у этих информационных объектов одна – быстрое распространение информации и повышение узнаваемости. Например, лозунг Жириновского «Хватит это терпеть» в свое время стал успешным мемом. Но продвигался он не PR-службой политика или партии, а был подхвачен самим интернет-сообществом из роликов, где Жириновский вполне серьезно убеждал избирателей прекратить терпеть издевательства действующей власти.

Успех политических кампаний будущего будет зависеть от яркости и запоминаемости месседжей, которые с собой несет политик или партия, «только уникальное глобально».

История возникновения

Несмотря на тот факт, что исследованием мемов занялись еще в прошлом веке, само направление до сих пор не получило признания научном мире при том, что некоторые исследования представляют собой действительно качественные научные работы. Например, исследователи анализировали динамику развития 150 популярных мемов, сформировали модели и компоненты успешности разных мемов.

Сам по себе мем, по мнению ученых, – это единица информации, из множества которых и состоит современная культура. Нас больше интересует интернет-мем как одна из его разновидностей, потому что именно интернет позволяет обострить два важнейших компонента успешности мема: способность к репликации и количество носителей (аудитория). Современные технологии позволяют не только копировать, но и видоизменять мемы, а также быстро их распространять посредством социальных сетей.

В России мемы развивались пропорционально проникновению интернета. Больше пользователей – больше вариаций мемов, быстрее скорость их распространения и, что важно, затухания, так как старые мемы быстро вытесняются новыми.

В качестве мема может выступать любая информация: картинка, надпись, видео, фраза. Все, что имеет хоть какое-то содержание, поэтому распространять их можно в соцсетях любого типа: от YouTube до Instagram.

Мемы – это мусор

«Мемы засоряют информационный поток. Они примитивизируют реальность, уплощают мысль, превращают молодежь в дураков. Все эти их лолы, кеки и дратути – полный бред» - такое представление о мемах является крайне распространенным среди старшего поколения. Даже на Луркоморье статья про мемы пропитана изрядной долей презрения к данному феномену.

Нравится это кому-то или нет, но мемы – это часть современной культуры. Никуда от нее не деться. Мы, конечно, можем игнорировать какое-то культурное явление, но это не значит, что спустя время оно не станет доминирующим. На протяжении многих лет рэп не воспринимали, игнорировали, а сегодня это направление по востребованности конкурирует с поп-музыкой.

Игнорирование мемов, да и интернет-культуры молодежи в целом, привело к тому, что 26 марта власть вдруг открыла для себя, что у этой молодежи есть какие-то политические требования. А с молодежью просто не разговаривали, вернее, не говорили на ее языке. Разность в языках отметил Сергей Минаев: «В общем, сегодняшние митинги в одном предложении: когда ты целыми днями говоришь из телевизора "добрый вечер, страна", а страна, в какой-то момент, отвечает на площади - "дратути"».

Попытка – не пытка

Но все же попытки поиграть на поле мемов среди политических сил были. Можно вспомнить мемы «Партии Роста», которые, правда через один были неудачными. Вирусную технологию «challenge» в своих роликах сейчас пытается использовать «Парнас», но тоже делается это очень аккуратно.

Парламентские партии несколько раз пытались использовать вирусные видео в своих предвыборных кампаниях, но делали это не из под своих аккаунтов, чтобы не было прямой связи с партией. Так еще в 2011 и 2016 годах делала КПРФ.

Как заметил Артур Хачуян, важен не столько сам мемасик, а то, кто его опубликовал. Один и тот же мем, опубликованный в MDK или в официальном паблике партии, может иметь не только разный эффект, но и значение. «Он вам не Димон» - классический пример репликации мема, когда изначальная фраза Натальи Тимаковой была наделена иным смыслом, в том числе за счет фигуры Навального, который его перезапустил.

Мы выше этого

Основной причиной, по которой политики в своих кампаниях не используют мемы, является нежелание «спускаться до такого уровня». Сейчас практически невозможно представить какие-нибудь мемы в пабликах парламентских партий. Возможно, это и к лучшему. На этом поле нельзя играть вполсилы, иначе получится жалкое подобие как у «Партии Роста». Если ввязываться, то по полной, отбросив предрассудки и стереотипы.

Для большинства политиков быть смешным – это значит быть глупым, вот главное заблуждение. Серьезных интернет-мемов не бывает, их главная задача высмеивание или троллинг каких-либо явлений. Эфир Навального с пиратской повязкой вызвал просто бурю мемов, фотожаб и вирусных coub. Он ведь мог выйти с простой медицинской повязкой и все, но он надел именно пиратскую. И что, кто-то стал считать Навального глупым после моря шуток? Нет, а мем «Вы готовы дети? – Да, Капитан» разошелся по всем социальным сетям.

Можно игнорировать молодежь, не разговаривать с ней на одном языке. Но на выборы 2018 года пойдут люди, у которых страничка в социальных сетях появилась раньше, чем сформировались их политические предпочтения. И если власть не будет говорить с молодежью на их языке, то это начнет делать кто-то другой, например, Навальный. Который даже не участвуя в выборах, во время кампании вбросит несколько удачных мемов и повлияет на повестку.

Политика отдельно, мемы отдельно

Интернет-аудитория лучше чувствует, когда ее пытаются обмануть. Нагнетать пропаганду через канал, в котором публика может легко проверить любое утверждение, значительно сложнее, именно поэтому главным орудием пропаганды стал телевизор. Политика, конечно, есть и в сети, но ее меньше. В самой популярной социальной сети в России «ВКонтакте», например, запрещена политическая реклама, а наибольшей популярностью пользуется развлекательный контент. Новой надеждой несистемной оппозиции стал YouTube, но последние исследования относительно характера потребления видео-контента говорят о том, что молодежь все больше читает, а не смотрит видео.

Разовые акции по предвыборной мобилизации молодежи при помощи мемов вызовут только отвращение.  Во-первых, они могут оказаться не очень удачными как это было ранее. Во-вторых, диалог с аудиторией нужно поддерживать постоянно, чтобы не вызывать чувство, что кто-то пытается ей воспользоваться.

Вот и на выборах 2018 к диалогу с интернет-аудиторией на ее языке прибегнет только несколько кандидатов. Это будут представители несистемной оппозиции, если кого-нибудь из этого блока допустят до выборов и, возможно, Жириновский с Мироновым. Для остальных быть смешными – значит проиграть, «не надо так».

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".