Статья
1458 5 октября 2010 11:08

Международный день учителя

В День учителя в Кремле названо имя победителя конкурса  «Учитель года России – 2010». Победителей в этом году - двое. Ими объявлены учитель математики школы № 1060 Москвы Михаил Случ и учитель биологии и химии Волхончинской школы поселка Красная Нива Тульской области Андрей Гарифзянов.

Финальные испытания конкурса завершились на прошлой неделе в Магнитогорске, на родине победительницы 2009 года – учителя математики Натальи Никифоровой. По результатам туров было отобрано пять лауреатов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе конкурса, в их числе - учитель русского языка и литературы из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев, биологии и химии из Тульской области Андрей Гарифзянов, русского и литературы из Челябинска Гульнара Сабитова, химии из Грозного Роза Халадова и учитель математики из Москвы Михаил Случ.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что сегодняшний день «в 2010 году является кульминацией Года учителя в России, благодаря которому удалось привлечь самое широкое внимание всего общества к вопросам образования, условиям педагогического труда, и, что особенно важно, развитию учительского потенциала».

«Сегодня перед учителем стоят принципиально иные задачи: не просто передать знания, а научить каждого ребёнка учиться, максимально раскрыть его таланты», - говорится в поздравлении Андрей Фурсенко с Днем учителя. «Только настоящий учитель может организовать работу в детском коллективе так, чтобы каждый ребёнок с ранних лет чувствовал себя личностью. Это важное условие успешной социализации и будущих достижений», - отметил министр. Он напомнил, что с этого реализуется госпрограмма поддержки талантливых выпускников, желающих работать в школе.

«Однако нельзя забывать о ценном опыте учителей, много лет работающих в школах: взаимообогащение и передача лучших педагогических традиций - основа будущих открытий», - подчеркнул Андрей Фурсенко. Также в этом году были разработаны новые правила аттестации и модели повышения квалификации – «теперь каждые пять лет учителя получают право повышать свою квалификацию именно там, где им удобнее и интереснее», напомнил министр, передает «Интерфакс».

В России насчитывается 1,2 млн педагогов, сообщает Минобрнауки РФ. В сельской местности работает более 500 тыс. учителей (43%). 84% педагогов, работающих в школах, имеют высшее образование, 16% - среднее специальное образование. 79% учителей имеют квалификационную категорию.

22% школьных учителей работают в начальной школе. Среди учителей-предметников больше всего учителей русского языка и литературы (16%), математики (13%), английского языка (11%), истории (включая обществознание, право, экономику) и физкультуры (по 8%).

Большинство российских учителей - женщины (85%). Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло более чем на 20 тыс. Средний возраст российского учителя - 30-49 лет.

Демографическая ситуация оказывает серьезное влияние на сферу образования. В школы приходит меньше детей. И глава Минобрнауки даже озвучил мысль о том, что в российских школах можно сократить 200 тыс. учителей.

«Потенциал для сокращения - 200 тысяч человек. Но мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить», - сказал Андрей Фурсенко в интервью  в газете «Ведомости» в сентябре.

Он отметил, что возможное сокращение обусловлено демографическими проблемами - в среднем на одного учителя приходится 9-10 школьников, а в Европе, например, 13-15 учеников. Всего в России, сообщил министр, 13 млн школьников, и их число до 2015-2016 годов существенно не вырастет.

«Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн учителей. Сейчас их около 1,2 млн», - подчеркнул министр. Он добавил, что «этим людям сегодня есть, куда идти»: растет количество детей в детсадах, за пять лет оно увеличилось почти на 1 млн, а также число дошкольных учреждений.
 

Комментарии экспертов

Мне кажется, что сегодня основной вектор – это сегрегация. Выделяется большой массовый сектор бесплатного образования, который продолжает деградировать, несмотря ни на что. Все эти попытки как-то заманить качеством преподавателей, качеством специалистов школы если имеют какие-то успехи, то только в очень узком секторе. А в массовом сегменте, в котором учатся дети из обычных семей, которые не могут себе позволить платить за образование, всё, к сожалению, очень плохо.

Если в СССР была ставка на некий средний, достаточно высокий уровень, хотя там тоже было много своих недостатков в образовании, то сегодня мы имеем другую картину, когда обычная школа не готовит просто ни к чему, она не даёт совершенно никаких знаний. Если люди не учились в какой-то частной элитной школе, за которую родители заплатили очень хорошие деньги, то они не знают буквально ничего.

Я могу судить по гуманитарным предметам. Если я преподаю философию, то мы вспоминаем про мыслителей из разных эпох, и нужно себе хотя бы немного представлять, какие исторические события в эту эпоху происходили. Уровень знаний истории просто стремится к нулю. Это касается и истории древнего мира, и европейской истории, начиная со Средних веков, и даже истории Советского Союза. Доходит до смешного, когда ты говоришь: «Вы помните, в августе в 14-ом году началась Первая мировая война», и студенты записывают. Видимо, для них это какое-то новое знание. Все подобные сведения они воспринимают как абсолютно новые.

Я думаю, что это не специфика гуманитарных наук, которые у нас всегда проседали. Естественные научные дисциплины, математика – они тоже в общем не отстают в этой деградации от истории и литературы. Что делать, наверное, на самом деле не очень понятно. Видимо, государство действительно не может себе позволить иметь качественных учителей, потому что иначе это просто невозможно объяснить.

А есть, с одной стороны, совершенно узкий сектор. С другой стороны, он расширяется, то есть количество родителей, которые готовы платить за образование своих детей, растёт. Потом эти ребята идут в хороший университет, и часть из них действительно говорит: «У нас была хорошая школа и талантливые учителя, которых какими-то привилегиями удалось удержать в этих школах, чтобы они не ушли в коммерцию и бизнес».

Уже в ближайшие годы мы придём к такой модели общества, когда есть массовое образование для бедных, достаточно примитивное, и хорошее качественное среднее образование для тех, кто может себе позволить за это платить. Я чувствую, что все уже морально готовы к этому. К этому готовы те люди, которые будут платить. Они понимают, что если ты не заплатишь, то бессмысленно надеяться, что государство и обычная средняя школа сделает какой-то ценный вклад в образование твоего ребёнка.

Мы не можем одновременно ругать учителей за то, что они так работают. Они работают как умеют, сколько им платят. Примерно адекватны зарплата учителя и качество работы в среднем по России. Есть учителя-подвижники, количество которых всё время сокращается, и есть люди, которые совмещают свои педагогические таланты с более-менее пристойной зарплатой в частных школах и в тех школах, которые активно субсидируются родителями.

Для каждого человека день учителя – особенная дата. Профессиональный праздник учителей, воспитателей, педагогов высшей школы в нашей стране давно уже стал по-настоящему всенародным, ведь все российские граждане были когда-то школьниками, многие – студентами и аспирантами, и каждый сохранил в памяти образ первого учителя, любимого преподавателя или воспитателя.

Сегодня профессия педагога требует самого высокого уровня знаний, профессионализма, навыков владения современными средствами информационного обмена и методиками обучения. Необходимо не только передавать знания, но и верно осмысливать те процессы, которые происходят в российском обществе, и формировать нравственную, политическую культуру молодого поколения. Научить молодежь самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность, и в результате вырастить достойных граждан России – важнейшая задача педагогов.

Современной России требуются грамотные, образованные люди, и именно на педагогов общество возлагает свои надежды на благополучное будущее нашей страны. В свою очередь, государство и партия «Единая Россия» заботится о том, чтобы постоянно улучшать условия педагогического труда. Делается многое, чтобы повысить престиж профессии учителя, увеличение финансирования школ, училищ и вузов, строительство новых учебных заведений.

Российская система образования была, есть и будет одной из лучших в мире, позволяющей выпускать в жизнь высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов, востребованных во всех сферах экономики и общества.

Желаю всем педагогам успехов в их нелегком и благородном труде, достигать поставленных целей, реализовывать самые смелые планы, и, конечно, здоровья, семейного благополучия, добрых начинаний, терпения и оптимизма! И пусть мудрость и любовь к своему делу никогда не иссякает у российских учителей!

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".