Статья
959 5 октября 2010 11:08

Международный день учителя

В День учителя в Кремле названо имя победителя конкурса  «Учитель года России – 2010». Победителей в этом году - двое. Ими объявлены учитель математики школы № 1060 Москвы Михаил Случ и учитель биологии и химии Волхончинской школы поселка Красная Нива Тульской области Андрей Гарифзянов.

Финальные испытания конкурса завершились на прошлой неделе в Магнитогорске, на родине победительницы 2009 года – учителя математики Натальи Никифоровой. По результатам туров было отобрано пять лауреатов. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе конкурса, в их числе - учитель русского языка и литературы из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев, биологии и химии из Тульской области Андрей Гарифзянов, русского и литературы из Челябинска Гульнара Сабитова, химии из Грозного Роза Халадова и учитель математики из Москвы Михаил Случ.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что сегодняшний день «в 2010 году является кульминацией Года учителя в России, благодаря которому удалось привлечь самое широкое внимание всего общества к вопросам образования, условиям педагогического труда, и, что особенно важно, развитию учительского потенциала».

«Сегодня перед учителем стоят принципиально иные задачи: не просто передать знания, а научить каждого ребёнка учиться, максимально раскрыть его таланты», - говорится в поздравлении Андрей Фурсенко с Днем учителя. «Только настоящий учитель может организовать работу в детском коллективе так, чтобы каждый ребёнок с ранних лет чувствовал себя личностью. Это важное условие успешной социализации и будущих достижений», - отметил министр. Он напомнил, что с этого реализуется госпрограмма поддержки талантливых выпускников, желающих работать в школе.

«Однако нельзя забывать о ценном опыте учителей, много лет работающих в школах: взаимообогащение и передача лучших педагогических традиций - основа будущих открытий», - подчеркнул Андрей Фурсенко. Также в этом году были разработаны новые правила аттестации и модели повышения квалификации – «теперь каждые пять лет учителя получают право повышать свою квалификацию именно там, где им удобнее и интереснее», напомнил министр, передает «Интерфакс».

В России насчитывается 1,2 млн педагогов, сообщает Минобрнауки РФ. В сельской местности работает более 500 тыс. учителей (43%). 84% педагогов, работающих в школах, имеют высшее образование, 16% - среднее специальное образование. 79% учителей имеют квалификационную категорию.

22% школьных учителей работают в начальной школе. Среди учителей-предметников больше всего учителей русского языка и литературы (16%), математики (13%), английского языка (11%), истории (включая обществознание, право, экономику) и физкультуры (по 8%).

Большинство российских учителей - женщины (85%). Вместе с тем, по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло более чем на 20 тыс. Средний возраст российского учителя - 30-49 лет.

Демографическая ситуация оказывает серьезное влияние на сферу образования. В школы приходит меньше детей. И глава Минобрнауки даже озвучил мысль о том, что в российских школах можно сократить 200 тыс. учителей.

«Потенциал для сокращения - 200 тысяч человек. Но мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить», - сказал Андрей Фурсенко в интервью  в газете «Ведомости» в сентябре.

Он отметил, что возможное сокращение обусловлено демографическими проблемами - в среднем на одного учителя приходится 9-10 школьников, а в Европе, например, 13-15 учеников. Всего в России, сообщил министр, 13 млн школьников, и их число до 2015-2016 годов существенно не вырастет.

«Чтобы выйти на соотношение хотя бы десятилетней давности, нам нужен сегодня 1 млн учителей. Сейчас их около 1,2 млн», - подчеркнул министр. Он добавил, что «этим людям сегодня есть, куда идти»: растет количество детей в детсадах, за пять лет оно увеличилось почти на 1 млн, а также число дошкольных учреждений.
 

Комментарии экспертов

Мне кажется, что сегодня основной вектор – это сегрегация. Выделяется большой массовый сектор бесплатного образования, который продолжает деградировать, несмотря ни на что. Все эти попытки как-то заманить качеством преподавателей, качеством специалистов школы если имеют какие-то успехи, то только в очень узком секторе. А в массовом сегменте, в котором учатся дети из обычных семей, которые не могут себе позволить платить за образование, всё, к сожалению, очень плохо.

Если в СССР была ставка на некий средний, достаточно высокий уровень, хотя там тоже было много своих недостатков в образовании, то сегодня мы имеем другую картину, когда обычная школа не готовит просто ни к чему, она не даёт совершенно никаких знаний. Если люди не учились в какой-то частной элитной школе, за которую родители заплатили очень хорошие деньги, то они не знают буквально ничего.

Я могу судить по гуманитарным предметам. Если я преподаю философию, то мы вспоминаем про мыслителей из разных эпох, и нужно себе хотя бы немного представлять, какие исторические события в эту эпоху происходили. Уровень знаний истории просто стремится к нулю. Это касается и истории древнего мира, и европейской истории, начиная со Средних веков, и даже истории Советского Союза. Доходит до смешного, когда ты говоришь: «Вы помните, в августе в 14-ом году началась Первая мировая война», и студенты записывают. Видимо, для них это какое-то новое знание. Все подобные сведения они воспринимают как абсолютно новые.

Я думаю, что это не специфика гуманитарных наук, которые у нас всегда проседали. Естественные научные дисциплины, математика – они тоже в общем не отстают в этой деградации от истории и литературы. Что делать, наверное, на самом деле не очень понятно. Видимо, государство действительно не может себе позволить иметь качественных учителей, потому что иначе это просто невозможно объяснить.

А есть, с одной стороны, совершенно узкий сектор. С другой стороны, он расширяется, то есть количество родителей, которые готовы платить за образование своих детей, растёт. Потом эти ребята идут в хороший университет, и часть из них действительно говорит: «У нас была хорошая школа и талантливые учителя, которых какими-то привилегиями удалось удержать в этих школах, чтобы они не ушли в коммерцию и бизнес».

Уже в ближайшие годы мы придём к такой модели общества, когда есть массовое образование для бедных, достаточно примитивное, и хорошее качественное среднее образование для тех, кто может себе позволить за это платить. Я чувствую, что все уже морально готовы к этому. К этому готовы те люди, которые будут платить. Они понимают, что если ты не заплатишь, то бессмысленно надеяться, что государство и обычная средняя школа сделает какой-то ценный вклад в образование твоего ребёнка.

Мы не можем одновременно ругать учителей за то, что они так работают. Они работают как умеют, сколько им платят. Примерно адекватны зарплата учителя и качество работы в среднем по России. Есть учителя-подвижники, количество которых всё время сокращается, и есть люди, которые совмещают свои педагогические таланты с более-менее пристойной зарплатой в частных школах и в тех школах, которые активно субсидируются родителями.

Для каждого человека день учителя – особенная дата. Профессиональный праздник учителей, воспитателей, педагогов высшей школы в нашей стране давно уже стал по-настоящему всенародным, ведь все российские граждане были когда-то школьниками, многие – студентами и аспирантами, и каждый сохранил в памяти образ первого учителя, любимого преподавателя или воспитателя.

Сегодня профессия педагога требует самого высокого уровня знаний, профессионализма, навыков владения современными средствами информационного обмена и методиками обучения. Необходимо не только передавать знания, но и верно осмысливать те процессы, которые происходят в российском обществе, и формировать нравственную, политическую культуру молодого поколения. Научить молодежь самостоятельно мыслить, принимать решения и нести за них ответственность, и в результате вырастить достойных граждан России – важнейшая задача педагогов.

Современной России требуются грамотные, образованные люди, и именно на педагогов общество возлагает свои надежды на благополучное будущее нашей страны. В свою очередь, государство и партия «Единая Россия» заботится о том, чтобы постоянно улучшать условия педагогического труда. Делается многое, чтобы повысить престиж профессии учителя, увеличение финансирования школ, училищ и вузов, строительство новых учебных заведений.

Российская система образования была, есть и будет одной из лучших в мире, позволяющей выпускать в жизнь высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов, востребованных во всех сферах экономики и общества.

Желаю всем педагогам успехов в их нелегком и благородном труде, достигать поставленных целей, реализовывать самые смелые планы, и, конечно, здоровья, семейного благополучия, добрых начинаний, терпения и оптимизма! И пусть мудрость и любовь к своему делу никогда не иссякает у российских учителей!

Комментарии для сайта Cackle
1 сентября 2021 Новости
Турчак: «Единая Россия» проконтролирует своевременность поставок школьных автобусов и «скорых»
 Турчак: «Единая Россия» проконтролирует своевременность поставок школьных автобусов и «скорых» Около 5 тыс. новых машин скорой помощи и 16 тыс. школьных автобусов будут направлены в регионы в течение четырех лет. Об этом сообщил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. По его словам, при составлении карты потребностей партия обращала внимание на запросы от школ, родителей, работников станций скорой помощи.
30 августа 2021 Новость
Каким будет учебный год: обзор инициатив политических партий в сфере образования
 Каким будет учебный год: обзор инициатив политических партий в сфере образования Школьники, студенты и сотрудники педагогической сферы 1 сентября начинают новый учебный год, а с 17 по 19 сентября в стране состоятся выборы в Госдуму, результаты которых определят, какой будет система образования в ближайшие пять лет. «Актуальные комментарии» подготовили обзор образовательных инициатив, которые предлагают участвующие в выборах партии.
1 июня 2021 Новость  Закон о просветительской деятельности вступил в силу В России 1 июня вступили в силу поправки к закону «Об образовании», которые регулируют просветительскую деятельность. Новая мера призвана оградить учащихся школ и вузов от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности, отмечают в Госдуме.
© 2008 - 2021 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".