Статья
2429 4 декабря 2014 18:08

Минкультуры оценит работу театров в баллах

Министерство культуры РФ планирует обсудить с режиссерами и профессиональными деятелями театра систему независимой оценки спектаклей. Об этом «Известиям» сообщил директор департамента управления делами Минкультуры Михаил Ипатов.

«Министерство культуры прорабатывает разные способы получения зрительских мнений и оценок спектаклей, творческой деятельности театра. В дальнейшем они будут вынесены на обсуждение и согласование с представителями отрасли. До этого введение каких-либо регламентов невозможно», — подчеркнул Михаил Ипатов.

В ведомстве также сообщили, что в настоящее время часть предложений тестируется. Прежде чем система зрительских оценок будет рекомендована для федеральных и региональных театров, она должна пройти тестирование на одной-двух экспериментальных площадках.
Напомним, ранее директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Ирина Тарасова предложила вести учет зрительских мнений о работе учреждений культуры.

В ведомстве считают, что необходимо предоставить право зрителям ставить оценки спектаклям государственных театров по пятибалльной системе. Оценить работу театра и репертуар зрители смогут в интернете и в фойе учреждений, где им предложат соответствующие анкеты.

«Мы всегда собирали отзывы профессионалов, но сейчас нам хочется узнать мнение общества. Если государство тратит на постановку спектакля 30 миллионов рублей, оно вправе узнать оценку зрителей и предъявить претензии руководству, в том случае если подавляющее число отзывов будут отрицательными», — сказала Ирина Тарасова.

Кроме того, в рамках проекта руководителей театра обяжут составлять ежемесячные и ежеквартальные отчеты. По словам представителей ведомства, низкая оценка крупнобюджетных спектаклей может стать поводом для наложения дисциплинарного взыскания на директоров и художественных руководителей театров.

Также для оценки спектаклей и концертных программ, поставленных на государственные деньги, будет создан специальный сайт. На нем, помимо оценок, зрители смогут оставлять свои комментарии, которые также станут учитываться Министерством культуры при оценке деятельности учреждений.

По информации «Известий», программы по анализу зрительского мнения разрабатывались в Министерстве культуры давно. Сегодня одним из главных показателей госзадания является посещаемость, которая устанавливается для каждого театра индивидуально. В случае невыполнения театром плана по посещаемости руководителя учреждения могут лишить ежегодной премии.

Между тем, многие театральные деятели восприняли эту инициативу негативно.  

Ранее Министерство культуры РФ разработало систему независимой оценки качества оказания услуг организациям культуры. Работу заведений предлагалось анализировать по пяти показателям: открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуги в целом.

К слову, ранее Министерство культуры уже отказывало в финансовой поддержке проектам под предлогом отсутствия к ним зрительского интереса. Так, в сентябре текущего года режиссер Кирилл Серебренников вернул Минкультуры деньги, выделенные на фильм «Чайковский».

«Мы с продюсером Сабиной Еремеевой возвращаем эти 30 миллионов рублей нашему государству, жаждущему развлечений и кассовых блокбастеров. Мы будем искать деньги на фильм про главного национального композитора, про Петра Ильича Чайковского, за границей нашей Родины. Не в России...», — написал Серебренников на своей странице в Facebook.
Комментарии экспертов
Я убежден в том, что зритель всегда прав  - это аксиома. Зритель голосует ногами, зритель голосует рублём, голосует покупая билеты. Поэтому зрители всегда правы. А в то же время есть совершенно опровергающие многочисленные факты в истории культуры и в истории театра.

Один из них заключается в том, что массовая культура, массовое сознание формируются, в частности, и нашим сегодняшним телевидением, его центральными каналами. И в то время, когда по нашему центральному российскому каналу идёт еженедельный Петросян в течение часа (с моей точки зрения, с пошлыми шутками, с глупостью и с дурным вкусом), в этоже  время по каналу «Культура» идёт, например, фильм Феллини «Клоун». Казалось бы, те же самые клоуны: что в фильме Феллини, что в шоу с Петросяном на другом канале. Однако разница в рейтинге фантастическая, конечно же, в пользу Петросяна.

Мы, деятели театра, прекрасно знаем, как зритель порой ошибается. Поэтому возникает вопрос: где же всё-таки хоть какая-то объективность оценки? Она, мне кажется, может быть только в квалифицированной критике. А если оценивать работу театра по сегодняшней театральной публике, то самое высокое посещение сегодня — это посещение антрепризы.

Не случайно большинство городов России, близкого и дальнего зарубежья (а до недавнего времени ещё и Украины) заклеены афишами спектаклей якобы московских театров. На самом деле, это низкопробные антрепризы и артисты. Я заявляю это со всей ответственностью, так как знаю, что артисты моего театра, к сожалению, очень много этим занимаются. И висят афиши «Резиновые изделия одноразового использования» в двух актах, или «Трое в одной пижаме», или «Кто последний за любовью», или «Муж под кроватью». И если судить по зрительскому интересу, то вот такой театр наиболее привлекателен для публики.

А попробуйте сегодня продать билеты на спектакль театра Женовача, который, с точки зрения профессионализма, талантливейший мастер, получающий бесконечные награды, премии и делающий спектакли высочайшего класса. Однако ему трудно продать билеты. И не случайно, что они работают в своём небольшом зале, не случайно играют по 10-12 спектаклей в месяц, а могли бы и меньше. Они пытаются достучаться до публики, создавая театральные шедевры, но зрителю, увы, они не нужны.

Я могу привести другие примеры, когда к большому сожалению, зрители не понимают театрального искусства. И таких примеров очень много. Этот печальный факт становится культурной политикой государства. Министерство культуры — это и есть государство, которое хочет видеть либо зрителя, оболваненного антрепризами, Петросяном и всеми хорошо нам известными шоу, либо хочет видеть думающего зрителя.

Тем не менее, сегодня канал «Культура» — это 0,03% рейтинга в сравнении с каналом, где идёт «Дом-2», «Дом-4» и всё остальное. Исходя из этой логики, получается, что нужно закрывать канал «Культура», хотя с моей точки зрения, это самый созидательный канал.

Между тем, я всё равно убеждён, что если спектакль и художественный, и общедоступный (формула гениального Станиславского), то он, конечно же, привлечет и зрительское внимание, и зрительский интерес, собственно, обеспечит потрясающие продажи билетов.

Как бы то ни было, я всё равно считаю, что зритель всегда прав. А другого зрителя у нас нет. И в этом смысле, к сожалению, Министерство культуры ведет правильную политику.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".