Статья
1377 24 февраля 2016 20:54

«Минск-2»: парижские надежды

Сегодня в Минске состоялось заседание контактной группы по урегулированию конфликта на востоке Украины. Конфликтующие стороны и посредники вновь попытались достичь прогресса. Тем более, что министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который провел первую половину недели в Киеве, задал тон, неоднозначно намекнув, что компромиссные решения просто неизбежны. Поэтому сегодняшнее заявление Петра Порошенко о высокой вероятности возобновления боев на Донбассе выглядело явным диссонансом. Эксперты считают, что это – вынужденный пиар, и Европа настроена на выполнение «Минска-2». Однако найти компромиссные решения на предстоящей встрече министров иностранных дел в Париже будет не так просто, как кажется.

Европа подгоняет Киев, но пока стороны конфликта разделяет слишком много спорных пунктов. В СМИ появилась информация, что во время своего визита в Киев два европейских посланника - министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его французский коллега Жан-Марк Эро – обсуждали с украинскими политиками возможность проведения местных выборов в ДНР и ЛНР без принятия Верховной Радой изменений в конституцию. Ранее депутаты не смогли набрать нужное количество голосов для одобрения конституционных изменений. Разросшийся политический кризис отодвинул эту тему на неопределенное время. Эксперты не исключают, что выборы в Донбассе могут пройти без изменений в Основной закон Украины. 

Возможные компромиссы

Европейцы вполне могут предложить Киеву компромиссный вариант. По одной из версий, выборы без конституционной реформы возможны в том случае, если Верховная Рада принимает абсолютно новый закон о выборах. Открытым остается лишь вопрос, готовы ли на это народные депутаты. Эксперты, опрошенные «Актуальными комментариями», считают, что при желании Вашингтона и Брюсселя Рада наберет необходимые 300 голосов для принятия такого закона.

«Для меня совершенно очевидно, что европейцы хотят избавиться от этой проблемы и отчитаться перед своими избирателями об успехах. Поэтому легализация процессов через выборы – их ключевая задача», – полагает украинский политолог Михаил Павлев.

Со своей стороны директор Центра либерально-консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков отмечает, что для европейцев и американцев действительно важно проведение выборов на Донбассе. Он считает, что при желании «нормандская четверка» вполне может найти возможность провести выборы без внесения конституционных поправок, которые вызывают такую «бурю» в Киеве.

По его словам, одна из главных проблем, о которой мало говорят – это невозможность прямого диалога Киева и Донбасса. «Киев не признает выборы Захарченко и Плотницкого. По минским договоренностям необходим прямой диалог между сторонами. Но Порошенко не может начать разговаривать с лидерами Донбасса. Его просто сметут, если учитывать непростую политическую ситуацию на Украине и пропаганду двух последних лет. Если же состоятся выборы, которые признает и международное сообщество, Киеву просто будет некуда деваться, и он будет вынужден наладить прямой диалог с Донбассом. А это будет означать, что есть две признанные стороны конфликта, что очень важно», – отметил политолог.

Схожей позиции придерживается заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов. По его мнению, западные и европейские партнеры действительно могут настаивать на проведении выборов в ДНР и ЛНР в ближайшее время. «Процесс политического урегулирования в данный момент тормозится исключительно по вине Киева. Европе необходимо хоть какое-то продвижение в политической части, в противном случае 2016 год может оказаться безрезультатным для минского процесса. Кроме того, если выборы не будут проведены к концу года, а поправки в Конституции так и не будут приняты, возникнет резонный вопрос и о признании ответственности украинской стороны в невыполнении принятых на себя обязательств», – аргументирует политолог свою позицию.

На Украине предпочитают эту тему не обсуждать. По крайней мере, подчеркивается, что никакой официальной информации на этот счет нет.

«Во время визита Штайнмайера и Жан-Марка Эро не было сказано, что они не заинтересованы в изменениях в Конституцию. В наших СМИ написали, что эта тема не затрагивалась, и их она не интересует», – говорит известный украинский политолог Михаил Погребинский. Он полагает, что во время визита европейские дипломаты убедились, что на данном этапе внести изменения в Конституцию нереально, так как невозможно собрать необходимые 300 голосов, да еще с учетом парламентского кризиса. 

Погребинский считает, что зарубежные партнеры всячески стараются показать, что они по–прежнему на стороне Киева, но уже раздражены тем, что Украина не выполняет взятых на себя обязательств. «Тем более, что украинский министр иностранных дел Климкин, выступая на пресс-конференции, завел ту же самую песню – что пока не обеспечена безопасность, ни о каких выборах не может быть и речи», – сказал Погребинский.

Погребинский подчеркивает, что так или иначе украинские политики вынуждены смягчать риторику. Раньше говорили, что вопрос о выборах не обсуждается, «пока мы не получим под свой контроль границу», сейчас уже условия изменились – и заявляют, что ждут «пока Москва не обеспечит доступ ОБСЕ до границы». 

Украинский политолог отмечает, что это – более мягкое условие. Он не исключает, что на него Москва может согласиться, если будет принято решение о голосовании по компромиссному закону о выборах.

Эксперты сходятся во мнении, что европейские дипломаты будут настаивать именно на таких компромиссных раскладах.

Рекомендации Штайнмайера

Именно поэтому европейские дипломаты во время своего визита в Киев демонстрировали тактичную жесткость. Они дали понять, что политическая нестабильность в Киеве осложняет урегулирование ситуации на Донбассе. 

Штайнмайер призвал приложить усилия для продолжения диалога. Он также посоветовал властям Украины не терять времени и проводить реформы. Министр выразил надежду, что на встрече в Париже «будут сделаны решительные шаги».

Украинские СМИ заметили, что глава МИД Германии затронул вопрос о выборах, по меньшей мере пять раз во время общения с журналистами. Также отмечается, что в ходе пресс-конференции ни один из министров не упомянул о необходимости внесения изменений в Конституцию.

На заявление немецкого дипломата сразу же отреагировали в республиках Донбасса. Представитель ЛНР в контактной группе по Донбассу Владислав Дейнего заявил, что Европа начала «адекватно оценивать неконструктивную позицию представителей Киева на минских переговорах».

Впрочем, появившийся оптимистичный настрой может в итоге оказаться в категории «неоправдавшиеся ожидания». Слишком много спорных вопросов предстоит уладить.

 Спорные пункты.

Конфликтующие стороны не могут прийти к общему знаменатели минимум по шести важным пунктам.

Первый спорный пункт – система голосования. Так, Донбасс, где нет политических партий, а функционируют политические движения, настаивает на мажоритарной системе, Киев – на пропорциональной.

В качестве компромисса донбасские республики предлагают ввести ценз оседлости в три года. Тогда любой житель Донбасса может стать представителем любой украинской партии – от «Свободы» до «Самопомощи». Для Порошенко же важно, чтобы украинские партии участвовали в выборах, иначе его обвинят в «сдаче» национальных интересов.
Как считает Погребинский, в этом вопросе Киев вполне может пойти на компромисс. 

«Это безальтернативный вариант, на другую систему Донбасс не согласится. Киеву даже нет смысла упираться по этому вопросу. Если украинские политики готовы на компромиссы, то по этому пункту может быть сделан первый шаг», – полагает эксперт.

По словам источника, близкого к переговорному процессу, ОБСЕ также склоняется к мажоритарному принципу проведения выборов.

Второй спорный пункт – голосование временно перемещенных лиц. Непонятно, как будут голосовать те, кто покинул территорию донбасских республик из-за военных действий.

В Киеве считают, что должны голосовать все беженцы и перемещенные лица, которые находятся на территории Украины. Их право закреплено соответствующим законом, который гласит, что граждане, вынужденно покинувшие свои дома, вправе принимать участие в голосовании на выборах всех уровней, в том числе на выборах в местные органы власти. При этом за ними право на голосование закрепляется именно по месту проживания, а не прописки. Так что Киев получает около миллиона голосов. В то время как голосование такого же количества выходцев из Донбасса, проживающих теперь в России, оказывается под вопросом. 

По закону они могут голосовать только на территории украинских посольств и консульств, а таковых на огромной территории России всего пять. Получается, что для того, чтобы проголосовать, людям надо проделать путь в несколько тысяч километров – ведь беженцы не проживают компактно, они нашли жилье и работу в самых различных уголках России.

Александр Казаков говорит, что Россия готова открыть дополнительные пункты для голосования при условии, если Европа этот вопрос решит на законодательном уровне и возьмет на себя все соответствующие расходы.

Он напомнил, что 25 октября, когда на Украине проходили местные выборы, в том же Славянске вынуждено переселенные лица не голосовали. «А из Славянска очень много беженцев. Если Украина сама отказалась от голосования временно перемещенных лиц на своих местных выборах, почему иные выборы должны проходить по-другому?», – недоумевает эксперт.

По его мнению, компромиссным вариантом в этом спорном вопросе может быть решение, которое позволяет голосовать лицам, фактически проживающим на момент выборов на территории этого избирательного участка. «Конечно, многие могут вернуться в Донецк или Луганск, чтобы проголосовать. Для этого надо будет обязательно создавать условия с обеих сторон, это тоже стоит денег, но, тем не менее, с моей точки зрения, такой вариант является компромиссным».

Третий пункт. Не определились стороны с тем, каким образом в выборах на Донбассе могут принимать участие украинские партии.

По украинскому закону, в местных выборах могут участвовать все зарегистрированные партии. Однако многие из них – радикальные, и их лидеры на протяжении последних двух лет не скупились на «крепкое слово» в адрес жителей востока Украины. 

В Донбассе не готовы видеть в бюллетенях для голосования представителей той же «Свободы». К тому же жители востока Украины сомневаются, что Олег Тягнибок или Олег Ляшко рискнут приехать на Донбасс. Наблюдатели опасаются, что жители региона могут устроить самосуд.

Отсюда вытекает четвертый важный пункт – обеспечение безопасности. Киев, который называет тамошние правоохранительные органы бандформированиями, не готов доверить им обеспечение безопасности во время выборов. Представители Донбасса в свою очередь не намерены пускать на свою территорию правоохранителей из Киева, так как непонятно, кто и с какими целями захочет проникнуть на территорию республики с оружием в руках.

В качестве компромиссных вариантов предлагается создание народной милиции и «электоральной полиции», в которую войдут представители ОБСЕ. В любом случае, потребуется принятие отдельного закона, за который должна проголосовать и Рада, а она в последнее время не набирает нужных голосов при принятии важных решений.

С вопросом безопасности напрямую связана тема допуска СМИ. Это еще один, пятый спорный пункт. По мнению экспертов, теоретически участие украинских СМИ в освещении избирательной кампании возможно, но должен быть прописан жесточайший регламент их работы и регистрации.

Украинские СМИ по закону являются участниками избирательного процесса, так как в них публикуется информация о выборах и официальные рекламные материалы всех партий. Более того, они проходят аккредитацию в Центризбиркоме в Киеве. 

Однако многие киевские СМИ допускали некорректные высказывания по отношению к жителям востока Украины, поэтому на Донбассе не хотят видеть журналистов из ангажированных изданий.

По этой причине, по словам Александра Казакова, для Донбасса единственно приемлемым вариантом является регистрация украинских СМИ в министерстве информации. «Те украинские СМИ, которые на это пойдут, должны будут проверяться на предмет их позиции. Если будут регистрироваться для освещения кампании представители прессы, которые на протяжении двух лет призывали «резать» и «убивать» «колорадов и их детенышей», то понятно, что это достаточное основание для отказа. То есть правила регистрации – это самое главное», – отметил он.

Не совсем понятно, как будут взаимодействовать украинский и донбасский ЦИК. 

Глава ЦИК ДНР Роман Лягин сказал «Актуальным комментариям», что ни при каких условиях не готов сотрудничать с киевской избирательной комиссией.

Эксперты, впрочем, считают, что по этому пункту возможны компромиссные решения. По их мнению, вполне можно составить такую схему, чтобы ЦИК Украины в ней присутствовал. «Если уж Донбасс соглашается на то, что выборы проводятся по закону, который принимается в Киеве, почему бы и представителям ЦИК не участвовать в избирательном процессе. Это как раз пункт, о котором можно говорить уже сегодня», – полагает Казаков.

Олег Игнатов в свою очередь отмечает, что на практике наиболее трудновыполнимыми требованиями являются участие украинских партий и голосование временно перемещенных лиц. «Полагаю, что от Украины будут требовать пойти на уступки и согласиться с мажоритарной системой, отказаться от требования участия украинских политических партий и пойти на компромисс по вопросу об участии беженцев», – отметил он, предположив, что переговорный процесс может затянуться.

Михаил Павлев же уверен, что компромисс по системе выборов и участию СМИ будет найден. Однако по другим пунктам вряд ли удастся быстро договориться. «Не жду серьезных продвижений в этом году», – отметил он.

По каким спорным пунктам будут найдены компромиссы и как долго придется ждать – станет понятно по итогам встречи министров иностранных дел «нормандской четверки», которая пройдет 3 марта в Париже.

Фото: ТАСС / Антон Луканин, ТАСС / Михаил Маркив
Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".