Мир против ядерной угрозы
Саммит по ядерной безопасности в Сеуле завершился. Итогом его двухдневной работы стало итоговое Коммюнике, которое обозначило актуальность на сегодняшний день ядерной угрозы и призвало к неиспользованию атомной энергии в военных целях.
«Мы признаем, что саммит по ядерной безопасности является ценным механизмом высшего политического уровня в поддержку нашего совместного призыва обеспечить безопасность всех уязвимых ядерных материалов за четыре года», - говорится в документе.
Лидеры более 50 государств, принявшие участие в Сеульском саммите, подтвердили «общие цели в сфере ядерного разоружения, ядерного нераспространения и мирного использования атомной энергии». Они убеждены, что «меры по укреплению физической ядерной безопасности не будут препятствовать реализации прав государств на развитие и использование атомной энергии в мирных целях», сообщает«Интерфакс».
При этом участники встречи подчеркнули, что «ядерный терроризм по-прежнему представляет собой одну из наиболее серьезных угроз международной безопасности». «Устранение этой угрозы, учитывая ее потенциальные глобальные политические, экономические, социальные и психологические последствия, требует решительных национальных мер и взаимодействия на международном уровне», - говорится в Коммюнике.
«Отмечая факт аварии на АЭС "Фукусима" в марте 2011 года, мы считаем, что необходимы непрерывные усилия, чтобы проблемы технической ядерной безопасности и физической ядерной безопасности рассматривались на согласованной основе, что поможет обеспечить надежное и безопасное мирное использование ядерной энергии», - сказано в документе.
Участники саммита считают, что к концу 2013 года страны, использующие атомную энергию, должны объявить о конкретных действиях по сведению к минимуму использования высокообогащенного урана.
«Мы призываем государства принять меры к тому, чтобы свести к минимуму использование высокообогащенного урана, в том числе к переводу реакторов на низкообогащенное урановое топливо, где это технологически возможно и экономически оправдано», - говорится в Коммюнике.
Участники саммита призвали «государства, имеющие такую возможность, к концу 2013 года объявить о добровольных конкретных действиях по сведению к минимуму использования высокообогащенного урана».
В документе подчеркивается, что «высокообогащенный уран и выделенный плутоний требуют специальных мер предосторожности», поэтому важно «надлежащим образом обеспечивать безопасность, учет и консолидацию данных материалов».
«Мы призываем государства рассмотреть возможность осуществления безопасного, надежного и своевременного вывоза и утилизации ядерных материалов с установок, где эти материалы более не используются, по мере целесообразности и в соответствие с соображениями национальной безопасности», - написали лидеры в Коммюнике.
Они также подтвердили центральную роль МАГАТЭ в укреплении физической ядерной безопасности. «Мы призываем государства, имеющие такую возможность, а также ядерную промышленность, увеличивать добровольные отчисления в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ, а также взносы в натуральной форме», - подчеркивается в документе.
Еще один призыв участников саммита касается ускорения проведения национальных процедур для принятия поправки 2005 года к Конвенции о физической защите ядерного материала, чтобы она могла вступить в силу к 2014 году.
Кроме того, лидеры государств приветствовали продление срока действия программы Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения после 2012 года и предложение МАГАТЭ организовать в 2013 году международную конференцию в области физической ядерной безопасности.
Особое внимание в Коммюнике уделено вопросам обращения с радиоактивными источниками, которые имеют широкую сферу применения и «могут быть использованы в злонамеренных целях». Чтобы не допустить этого, саммит призвал государства, «если необходимо, создать национальные реестры высокоактивных источников радиации», совершенствовать правовую базу обращения с радиоактивными источниками.
В документе подчеркивается также необходимость «национальных усилий и международного сотрудничества по возвращению утраченных, пропавших или похищенных радиоактивных источников, а также на поддержание контроля над неиспользуемыми радиоактивными источниками».
«Выработка, осуществление и координация мер по обеспечению физической и технической ядерной безопасности на ядерных установках должны проводиться с соблюдением принципов последовательности и взаимодополняемости. Мы подтверждаем необходимость поддержания готовности к эффективному реагированию на аварийную ситуацию, смягчение и ликвидации ее последствий», - отметается в Коммюнике.
Участники саммита призвали государства «рассмотреть вопрос создания надлежащих планов по обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами», продолжить совершенствовать безопасность перевозки ядерных и радиоактивных материалов, координировать национальные механизмы по борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов.
Участники саммита уверены в необходимости развивать ядерную криминалистику, которая «может являться эффективным инструментом для определения происхождения обнаруженных ядерных и других радиоактивных материалов и сбора улик по фактам незаконного оборота и злонамеренного использования радиоактивных материалов».
Еще один пункт Коммюнике касается одобрения учреждения центров подготовки кадров по физической ядерной безопасности в разных странах.
Ранее президент США Барак Обама заявил, что безопасность в глобальном масштабе завит от того, какие решения примет саммит.
Американский президент отметил, что США выполняют свои обязательства, которые они приняли на предыдущем форуме в Вашингтоне в 2010 году, передает «Интерфакс».
Он сообщил, что в Соединенных Штатах усилены меры по обеспечению безопасности ядерных материалов, а самые уязвимые из них были вывезены в специальные районы или утилизированы.
«В результате, еще больше ядерных материалов в мире уже никогда не попадет в руки террористов, которые очень хотели бы использовать их против нас», - подчеркнул президент.
Тем не менее, по его словам, ядерный терроризм продолжает представлять собой угрозу мировой безопасности.
«Нельзя отрицать, что угроза сохраняется, все еще много плохих актеров стремится заполучить опасные материалы, и эти материалы во многих местах еще уязвимы», - отметил Обама.
«Многого и не надо, достаточно горстки таких материалов, чтобы погубить сотни тысяч неповинных людей», - сказал он.
По словам Назарбаева, в настоящее время работа с МАГАТЭ по размещению такого банка в Казахстане «вышла на практическую стадию». «Это наш конкретный вклад в укрепление режима нераспространения и ядерного разоружения», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
Напомним, в понедельник стартовал саммит по ядерной безопасности в Сеуле, в нем приняли участие руководители 53 стран и четырех международных организаций.
Официально саммит начал работу в понедельник, однако его рабочие заседания прошли во вторник.
В саммите принимал участие президент России Дмитрий Медведев.
Рабочие заседания саммита были посвящены национальным мерам и международному сотрудничеству в области укрепления физической ядерной безопасности, а также взаимосвязи между двумя направлениями деятельности: физической ядерной безопасностью и технической.
Кроме того, в саммите участие приняли главы Армении Серж Саргсян, Азербайджана - Ильхам Алиев, Украины - Виктор Янукович, Грузии - Михаил Саакашвили, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, председатель КНР Ху Цзиньтао, президент Алжира, новый президент Финляндии, премьер-министры Франции, Австралии, Испании, Канады, Японии и другие.
Дискуссии на всех мероприятиях проходили в закрытом для прессы режиме.
В рамках саммита состоялась двусторонняя встреча президентов России и США. Речь зашла о системе противоракетной обороны в Европе, о международных проблемах и развитии двусторонних отношений.
При этом Обама заявил, что сможет проявить большую гибкость по данной проблеме в случае переизбрания его президентом США.
Американский лидер не исключает, что Москва и Вашингтон достигнут прогресса в разрешении проблемы ПРО в Европе к 2013 году.
«В течение ближайших 9-10 месяцев эксперты будут проводить работу над техническими аспектами ПРО, что является главной причиной наших (России и США - ред.) трений», - сказал Обама, передает «Интерфакс».
По его словам, «можно будет к 2013 году достичь прогресса, если будут разрешены технические вопросы».
Обама заявил, что маловероятно, что в 2012 году США удастся достичь договоренностей по ПРО с Россией.
«Нынешние условия для таких серьезных консультаций не подходят», - отметил он, и добавил: «Думаю, нам лучше заняться этим в 2013 году».
При этом президент Соединенных Штатов подчеркнул, что вопросы, которые предстоит урегулировать, весьма сложны. «Это непросто, мне предстоят консультации и Пентагоном, Конгрессом и двумя партиями. Для этого необходимо время», - сказал он.
Обама повторил, что «вопросы, касающиеся контроля над вооружениями - технические, сложные, решить их можно только путем консультаций и повышения доверия».
В качестве примера он привел двухлетнюю работу Москвы и Вашингтона по выработке нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.
По мнению Обамы, в данный момент «очень трудно решать эти вопросы, поскольку через несколько месяцев в США пройдут президентские выборы, а в России они уже проведены и происходит переходный период».
«Мы стремимся к тому, чтобы сократить ядерные арсеналы. Путь к этому - в укреплении доверия. Как говорил Дмитрий (президент России Дмитрий Медведев - ред.), мы великие державы и несем особую ответственность», - отметил американский лидер.
Между тем, российские газеты пишут, что небольшой фрагмент переговоров Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Сеуле, не предназначавшийся для прессы, был услышан журналистами из-за технического сбоя.
Как отмечают «Известия», беседа лидеров проходила за закрытыми дверями в одном из бальных залов отеля Millenium Hilton, где остановился Дмитрий Медведев, и продолжались около полутора часов.
«Несмотря на все меры предосторожности, аудиоколонки, передающие звук из зала, включились раньше пресс-конференции, и журналисты "кремлевского пула" смогли услышать последнюю часть переговоров Медведева и Обамы, вероятно, не предназначенных для прессы», - говорится в статье.
«Известия» публикуют данный фрагмент беседы на английском языке и его перевод.
«Продолжая с ПРО (. . .) это может быть решено. Важно дать пространство (. . .)», - заявил Барак Обама.
«Известия» предлагают три трактовки данного высказывания президента США. «По одной, со слов кремлевского источника, Обама имел в виду, что у него мало пространства для маневра из-за предвыборной кампании. По другой, Обама хотел бы, чтобы у Медведева было больше пространства для участия в переговорах, когда он станет премьер-министром. Еще одна версия: дать России возможность участвовать в ЕвроПРО», - полагает газета.
В ответ на реплику американского лидера Медведев заявляет: «Я понял твой мессидж насчет пространства. Есть место и для вас. Есть пространство для вас».
«Это мой последний вопрос», - заявил после этого Обама.
«Я понял. Я передам эту информацию Владимиру», - сказал Медведев.
В свою очередь газета «Коммерсант» также сообщает, что трансляция встречи президентов в пресс-центре началась минутой раньше, чем планировалось, и все услышали, как Обама, обращаясь к Медведеву, заверил, что проблема ПРО «может быть решена». На что получил честный ответ: «Я передам эту информацию Владимиру».
Ранее об этих словах Обамы и Медведева сообщили американские СМИ.
По версии телеканала ABC, президент США, в частности, сказал: «В том, что касается всех этих вопросов, особенно ПРО, это может быть решено, но главное, чтобы он дал мне пространство для маневра". "Это мои последние выборы. После моих выборов я буду более гибким», - цитирует ABC главу Белого дома.
По данным телеканала, в ответ Медведев пообещал довести эту информацию до Путина. «Я понимаю. Я передам эту информацию Владимиру», - процитировал ABC президента РФ.
Последние высказывания Обамы вызвали волну критики политики демократической администрации Белого дома со стороны республиканцев в самих США в рамках предвыборной кампании.
Один из главных конкурентов Обамы на президентских выборах Митт Ромни заявил в Калифорнии в понедельник: «Президент Обама сигнализировал, что собирается прогнуться перед Россией в области противоракетной обороны. Но американский народ имеет право знать, в каких еще вопросах он планирует проявить "гибкость" во время своего второго срока (президентского - ред.)».
Ромни потребовал, чтобы Обама разъяснил, «что он собирается делать с нашей системой ПРО, нашей военной мощью, нашими обязательствами перед Израилем, с нашей абсолютной убежденностью в том, что Иран собирается завладеть ядерным оружием».
В интервью американскому телеканалу CNN Ромни сказал: «Он (Обама - ред.) планирует и предлагает что-то России, которая, безусловно является нашим геополитическим противником номер один, но он боится сказать об этом американскому народу. То, то он в отношении России собирается быть более гибким, безусловно, очень проблематично».
__
Ликвидация последствий использования полигона в Семипалатинске – это один из проектов, которые начали реализовываться в период холодной войны и работа по которым нельзя сказать, что закончена. Я думаю, что здесь более логичным был бы призыв не просто к ликвидации последствий тех событий.
Мы должны отдавать себе отчет, что быстро ликвидировать те последствия, которые были нанесены окружающей среде и населению ядерными испытаниями, не получится. Например, испытания, которые проводили Соединенные Штаты в океане. Полностью никогда не сможет быть ликвидирован тот вред, который был нанесен экосистеме. Что касается России, то ядерные испытания, повлиявшие на ее природу и жителей, проводились не только в Казахстане, но и на севере страны. Очевидно, что в плане работы по ликвидации последствий ядерных испытаний нужно вести речь о некоем комплексном проекте.
На самом деле, практически полная ликвидация последствий возможна. Такую работу можно провести на крупных полигонах, которые все время использовались для испытаний ядерного оружия. Такие полигоны есть в США, штате Невада, есть территория в акватории Тихого океана. К сожалению, таких территорий не так уж мало. Когда испытания оружия только начинались, казалось, что места, на которых проводились работы, настолько мало населены, или вообще находятся вдали от цивилизации, что никакого вреда, по крайней мере, для людей, не будет, но оказалось, что это не так.
Я думаю, что комплексный проект по ликвидации последствий мог бы быть реализован. И Семипалатинск мог бы быть центральным объектом в этой комплексной работе.
Но самое главное, конечно, заключается в том, что сейчас опасность исходит не от того, что уже произошло, а от того, что может быть еще сделано. И самая большая головная боль - это все-таки не бывшие полигоны, хотя это и важная штука, а стремительное расползание ядерного оружия по планете, потому что число стран, которые им обладают, уже превышает критическую долю. И если это дальше будет продолжаться, то ситуация просто перестанет быть контролируемой.
Мы видим, что сейчас стремительно растет число локальных конфликтов, и, если их участники будут обладать ядерным оружием, то соблазн применить его может оказаться настолько велик, что с угрозой использования атома не в мирных целях мы столкнемся в самой ближайшей перспективе. Тогда уже и о Семипалатинске, и о штате Невада, и о Тихом океане мы забудем очень и очень быстро. Потому что последствия будут катастрофическими для всего мира.
Если говорить о политической обстановке на Корейском полуострове, то заявления и южнокорейских, и северокорейских официальных лиц всерьез я бы особо не воспринимал. Последние 15 лет стороны в большей степени демонстрируют силу, играют мускулами, чем реально стремятся к конфронтации. Северная и Южная Корея проводят, скорее, такие пиар акции с целью воздействовать на общественное мнение и запугать соперника, чем реально действительно пытаются конкурировать, и реально пытаются одержать победу друг над другом. Всем ясно, что конфликт двух стран приведет к серьезным испытаниям и проблемам для них обеих. В большей степени здесь идет игра на нервах противника. Войны не хочет никто.
Что касается проблемы разоружения, то, на мой взгляд, США несколько лукавят. С одной стороны, может быть, они и не против сократить ядерный арсенал. Другое дело, что это произойдет явно не в одностороннем порядке. Их главная задача втянуть в процесс разоружения Россию и Китай. И в этой связи, когда идет речь о сокращении ядерных вооружений, то в диалоге между Россией и США наблюдается определенный парадокс.
С одной стороны, США и Россия вроде бы паритетно сокращают свои ядерные арсеналы, но при этом, например, не сокращают ядерные арсеналы союзники Вашингтона, та же самая Великобритания и Франция, у которых ядерных ракет тоже хватает. И если говорить честно, то их надо записывать на счет США. И в этом тоже есть определенная проблема. Такого рода заявления Обамы о разоружении являются попыткой зондирования общественного мнения, прежде всего в России и в Китае, на предмет возможности паритетных сокращений. Но целью является укрепление военного могущества США.
Если есть такой регион, где Россия и США - партнеры, то это как раз Дальний Восток. Никто не заинтересован в ядерном конфликте, вообще в каком-то конфликте с Северной Кореей. Никто не заинтересован в ее милитаризации – ни Россия, ни Япония, ни Соединенные Штаты. У нас здесь общие приоритеты. К тому же никто не заинтересован в каком-то усилении Китая с учетом ослабления Японии как экономически, так и военно-стратегически. Россия может заменить Японию в качестве ограничителя Китая. И, конечно, возможно какое-то совместное с США, даже более жесткое, чем обычно, воздействие на Северную Корею.
Это очень уязвимое место. Россия еще со времен русско-японской войны знает, насколько она уязвима на Дальнем Востоке. В общем, эта уязвимость едва ли ослабла за последнее время. Поэтому я думаю, что Сеул - правильное место для проведения саммита и обсуждения ядерной проблематики. Возможны даже какие-то новые стратегические инициативы. Можно вспомнить, что предыдущая разрядка между Брежневым и республиканцами завершилась во Владивостоке, когда была встреча с Фордом.
Символично, что это будет происходить в Сеуле после Владивостока, где предыдущая разрядка была прекращена, хотя она потом возобновилась в эпоху Горбачева и Рейгана.
Заявление Обамы, что нужно провести дальнейшие сокращение ядерного оружия, можно расценивать как знак разрядки.
Несмотря на критику республиканцев в конгрессе, Америке придется практически в одностороннем порядке разоружаться, согласно стратегическому заявлению, в обмен на просто обещание России не увеличивать свои ядерные запасы. США реально придется сокращать свои вооружения. Но Обама, видимо, показывает, насколько он привержен этой позиции. Это еще одно из очень серьезных конструктивных намерений продолжать диалог с Россией вне зависимости от политических обстоятельств.
Северная Корея играет вполне определенную роль в современной мировой политике. Это страна, которая шантажирует Соединенные Штаты. На самом деле, за Северной Кореей стоит Китай. Потому что, как только начинают обостряться американо-китайские отношения, следует обострение в корейском вопросе. Иными словами, Северная Корея - сателлит Китая. Ее задача - не только игра на обострение, но и еще недопущение американских войск на границу с Китаем. Если бы Корея объединилась бы, тогда на корейско- китайской границе появились бы американские войска.
В связи со всеми этими разговорами о запуске спутника ничего особо страшного не произойдет. Это такая тлеющая проблема. Американцы будут вынуждены считаться с ее существованием, но не будут пытаться решить ее военным путем, исходя из того, что за этим стоит Китай.
Что касается ядерной безопасности, все-таки Россия и США и в этой сфере больше соперники, чем партнеры. Другое дело, что Америка в последние 20 лет активно предлагала свои услуги по ядерной безопасности, Россия их принимала. Но надо четко понимать, что постоянное, бесконечное отступление в данном вопросе - невозможно. Россия должна самостоятельно решать эти проблемы. Если она отдает все на откуп Соединенным Штатам, то это значит, что она остается от них в зависимости.
Это касается и вопросов разоружения. Слишком далеко зашел процесс разоружения, притом, что Россия по-прежнему не создала серьезную сухопутную армию, которая могла бы что-то противопоставить армиям США и НАТО. То же самое можно сказать и по всем остальным вопросам.
Теоретически сотрудничество России и США в вопросе ядерной безопасности возможно. Только пойдет ли такое сотрудничество на пользу России? Обычно Россия в таких ситуациях только отступает и отдает свои позиции американцам, а не наступает.