На Камчатке разбился самолет с пассажирами
Рейсовый самолет Ан-28 потерпел крушение на Камчатке при попытке совершить аварийную посадку.
Самолет с 14 пассажирами, среди которых двое детей, и двумя членами экипажа на борту пропал со связи в районе поселка Палана в 12:28 местного времени (4:28 мск). Позже он был обнаружен лежащим на боку в 10 км от Паланы. Самолет разрушен, обломки разбросаны по большой территории.
Как сообщает Следственный комитет, погибли десять человек.
Четверо пассажиров находятся в тяжелом состоянии.
13-летний подросток, обнаруженный на месте аварии, жив, но находится в мозговой коме. Врачи борятся за его жизнь. «Состояние ребенка крайне тяжелое, у него открытая черепно-мозговая травма, перелом основания черепа, он находится на аппарате искусственной вентиляции легких», - скзала в ходе селекторного совещания министр здравоохранения региона Татьяна Лемешко.
Другой ребенок - 4-х летняя девочка - скончалась от полученных травм.
Еще трое пассажиров Ан-28 находятся в тяжелом состоянии.
Как сказала Лемешко, «состояние женщины тяжелое, у нее рваные раны лица, сотрясение головного мозга».
«У мужчины 40 лет также состояние тяжелое, открытые переломы обоих предплечий, сотрясение головного мозга, переломы правого бедра и правой голени. У четвертого, мужчины, состояние оценивается как средней тяжести, у него сотрясение головного мозга и ушибы лица», - отметила министр.
В камчатском минздраве сформирована реанимационная бригада, которая в ближайшее время отправится в город Палана на помощь местным медикам.
При этом Лемешко пояснила, что местные медики располагают всем необходимым арсеналом средств для спасения жизни пострадавших.
«Необходимости эвакуации пострадавших в Москву пока нет», - отметила она.
Проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего, в том числе, изымаются образцы авиационного топлива, записей переговоров диспетчерских служб с экипажем Ан-28.
Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.На Камчатке начала работу телефонная горячая линия для уточнения данных о пассажирах Ан-28. Родственники, знакомые и близкие могут получить интересующие их сведения по телефону 8-4152-200-104, сообщили в пресс-службе регионального МЧС.
Одной из причин вынужденной посадки Ан-28 могли быть плохие метеоусловия.
Так, в районе поселка Палана на севере Камчатки, где совершил аварийную посадку пассажирский самолет Ан-28, сейчас идет дождь, там низкая облачность, сообщил представитель камчатского гидрометеоцентра.
«В момент аварийной посадки облачность там была примерно на высоте 300-400 метров. В районе Паланы идет дождь. Но ветер не сильный, всего 5-10 метров в секунду», - сказал синоптик.
Кроме того, причиной вынужденной посадки самолета могли стать и неисправности двигателя, сообщил источник в авиадиспетчерских службах Камчатского авиаузла.
«Сейчас рассматривается версия о неисправности двигателя вплоть до полного отказа, что могло послужить основной причиной происшествия», - отметил источник.
На данный момент спасательная операция на месте крушения завершена.
Продолжается эскалация актуальных проблем отечественной авиации: парк довольно старый, поддержка безопасности полетов тоже, к большому сожалению, находятся на довольно невысоком уровне.
Стоит отметить, что катастрофы именно региональной авиации случаются чаще, чем дальномагистральные. Мы помним недавние аналогичные аварии с самолетами Ан-2, теперь вот упавший Ан-28. Это всё - самолеты региональной внешней авиации, предназначенные для межобластных и внутриобластных перевозок в регионах со слабо развитой автодорожной, железнодорожной сетью. Камчатка – один из типичных таких регионов.
К сожалению, в деле воссоздания региональной авиации и обновления ее парка пока нет никаких подвижек и очень много разговоров. Тем не менее, случаи аварий учащаются.
Это лишний раз подтверждает, что обозначенные меры по развитию инфраструктуры в регионах жизненно необходимы. Иначе целые области России могут остаться без внутреннего сообщения.
И это не фигуральное выражение, это реальный факт. Очень много районов, которые в силу географических причин лишены нормальной дорожной сети, и добраться к ним иначе как по воздуху невозможно.
Самолет, потерпевший крушение на Камчатке, совершал перелет между Петропавловском-Камчатским и Паланой. Там долгое время вообще самолеты не летали. Не было региональных коротких рейсов. Я прекрасно помню как дальневосточник, что существовали маршруты, которые обслуживал не то что не АН-28 или иной двухмоторный и, между прочим, довольно большой самолет, - там летали кукурузники по два раза в сутки. И нельзя сказать, что они все время падали. Наоборот, местная авиация была достаточно развита. Разве что без дополнительных удобств: уж чего-чего там не было, так это мягкого кресла в аэропорту. Спать в ожидании рейса приходилось на рюкзаке.
Но самолет и летчик никогда не вызывали сомнения у пассажиров в своей надежности. То есть самолет - в своей исправности, а летчик - в уровне своей квалификации.
Какова причина конкретной катастрофы с АН-28 - не мне судить. Но мне кажется, что есть какое-то противоречие в том, что мы возрождаем авиалинии местного значения, но новых современных самолетов для них не всегда умеем найти.
Более того, за последнее время, безусловно, деградировала система подготовки пилотов и в целом авиаторов. Это надо признавать и это надо исправлять. Но я сказал бы, что проблема еще глубже, а ситуация еще хуже, чем нам кажется. Дело в том, что все авиаторы очень не любят, когда в качестве причины аварий называют человеческий фактор. Они считают себя профессионально задетыми. Но я бы так сказал: человеческий фактор у нас - проблема для всех областей, профессий, сфер жизни. Не только в авиации есть кризис наличия ответственных, толковых, опытных людей.
Но в авиации ответственность чрезвычайно высока. Причем чаще всего эту ответственность приходится на себя брать, но бывают случаи, когда лучше от нее отказаться. Сколько уже было историй, когда пилоты по всем понятиям должны были отказаться идти в рейс, зная о неисправности машины, но надеялись, что пронесет на авось. Нужно уметь говорить своему начальнику «нет», если от тебя зависят жизни других людей. Нередко пилоту нужно сказать «нет» и не лететь на старом, неисправном движке, не лететь на критическом наличии горючего.
Не знаю, относится ли все вышесказанное к истории в Палане или выяснятся еще какие-нибудь подробности, подобные речной истории с «Булгарией». Хорошо, что в Палане хоть какая-то часть людей осталась жива. Видимо, это заслуга пилота. Я так понимаю, он осуществил жесткую посадку на неприспособленную территорию. И то, что пилот старался спасти людей в последний момент - это опять типичная ситуация. Сначала у нас все доводят до критического состояния, а потом героическими усилиями пытаются спасти. Но не всегда это, к сожалению, удается.
Несмотря на то что воздушный транспорт является одним из самых безопасных (об этом можно говорить, если сравнивать количество катастроф в этой сфере с другими, например с автотранспортом), любая авиакатастрофа воспринимается как что-то невероятное. Честно говоря, пока не изобретено ничего такого, что может полностью обезопасить гражданский авиалайнер от какой-то внештатной и трагической ситуации.
Все меры, которые существуют, всегда применяются. Летчики себе не враги - они делают все, что могут. Но, к сожалению, насколько я понимаю, в нынешней ситуации еще сыграли роль и погодные условия. Никто не застрахован от подобной ситуации, тем более когда вмешивается погода и когда механика барахлит. Поэтому мне кажется, это трагическая, но достаточно обычная ситуация, которая раз за разом повторяется. Можно ли что-то тут сделать? Каждый раз усиливать контроль, проверку самолета перед вылетом.
Конечно, количество подобных инцидентов у нас немножко больше, если сравнивать с европейскими странами или США. Я бы не стал нас сравнивать с Юго-Восточной Азией или Африкой, или Латинской Америкой - там подобные инциденты тоже довольно часто происходят. К сожалению, можно констатировать, что у нас именно предполетный контроль страдает. Кстати, еще можно упомянуть один момент: уже отмечалось, что профессиональный уровень наших летчиков несколько снизился по сравнению с советскими годами. Тогда к этому серьезней относились. Сейчас все-таки профессиональный уровень снижается. Так что здесь масса нюансов. Но главное то, что предполетный контроль у нас, конечно, страдает и профессиональный уровень пилотов заметно снизился.