Статья
4654 17 мая 2018 16:15

«Транснефть» создает дефицит на топливном рынке

Чем обернется ввод в эксплуатацию экспортного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск»?

Эксперты нефтяной отрасли сообщают о возможном дефиците нефтепродуктов на российском рынке. Виной тому условия, искусственно созданные некоторыми игроками, которые заинтересованы в получении сиюминутной прибыли и не обращают внимания на возможные угрозы для внутреннего рынка. 

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что независимые автозаправщики говорят о грядущем росте цен на топливо. Одновременно «Транснефть» с гордостью рапортует о вводе нового экспортного продуктопровода «Волгоград-Новороссийск» мощностью аж 8 млн тонн дизельки. Это, кстати, четверть от внутреннего потребления. Есть все основания полагать, что труба будет заполняться на 100%. Как отмечает эксперт, в первую очередь, этим трубопроводом будут пользоваться «Лукойл» и «Сургутнефтегаз». Половину загрузки обеспечит лукойловский Волгоградский НПЗ.

«Частные компании с пониженной социальной ответственностью получают возможность максимизировать не только экспорт сырой нефти, но и экспорт нефтепродуктов, загрузив, в том числе, свои перерабатывающие мощности. С точки зрения дикого капитализма, ситуация для них идеальная. Но очень странно, что в авангарде дикого капитализма идет государственная инфраструктурная монополия, задачи которой, по идее, должны быть совершенно противоположными — обеспечивать эффективность транспортировки и равные условия для участников рынка в интересах государства», — отмечает Танкаев.

«С введением в эксплуатацию трубопровода „Волгоград-Новороссийск“ ситуация, действительно, становится критической. Южные российские регионы теряют значительные объемы топлива, цена на него автоматически взлетает: ведь поставкам на внутренний рынок предлагается альтернатива, которая выглядит куда заманчивей. К тому же, максимизация экспорта дизеля может привести и к дефициту авиатоплива со всеми вытекающими последствиями», — считает Танкаев.

Эксперты топливного рынка сходятся во мнении, что одной из ключевых причин грядущего дефицита является действующая модель фискального регулирования, которая понизила эффективность переработки, что привело к отрицательной доходности российских НПЗ и максимизации экспорта сырой нефти в ущерб внутреннему рынку.

Рост экспортного паритета (то есть увеличение маржинальности поставок на внешние рынки), сильно влияет на насыщение внутреннего рынка, и, соответственно, на цены, говорит глава РТС Евгений Аркуша. «На экспорт стало поставляться гораздо больше нефтепродуктов, чем в прошлом году. Но главным остается биржевой фактор, оптовые цены привязаны к биржевым индикаторам», — отмечает эксперт. «Если говорить о дизельном топливе, — говорит Танкаев, — общий объем внутреннего потребления в 2017 году составил 33 млн.тонн. Таким образом, 8 млн тонн, которые будут гнать на экспорт по продуктопроводу Волгоград-Новороссийск, — объем более чем значительный — это четверть годового потребления России».

По словам Танкаева, «участники проекта по строительству продуктопровода Волгоград-Новороссийск постоянно заявляли, что выполняют указания Президента страны, который призывал увеличить экспортные возможности российских портов». Однако, — подчеркивает эксперт, — это типичный пример передергивания. Действительно, президент говорил об этом, но он вовсе не имел ввиду, что нужно гнать нефтепродукты на экспорт, осушая внутренний рынок. Он лишь указывал, что необходимо привлечь объемы, переваливаемые в других странах: переваливать надо через свои порты, а не через прибалтийские, например. И почему теперь это вполне законное требование становится оправданием для стремительно растущего хищнического экспорта, не совсем понятно».
  
«Если никак невозможно сбалансировать фискальное регулирование, так чтобы оно не стимулировало экспорт в ущерб внутреннему рынку, — резюмирует Танкаев, — нужно хотя бы ввести квоты на экспорт нефтепродуктов. И что-то сделать с инфраструктурной монополией Транснефть, использующей свое положение для максимизации собственных результатов даже в ущерб интересам государства».

25 августа 2023 Новости  Рынок нефти и рост цен на бензин: оценка американского эксперта Рынок нефти движется к дефициту предложения в четвертом квартале 2023 года, но масштабы этого дефицита неопределенны, считает старший научный сотрудник Программы энергетической безопасности и изменения климата Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бен Кэхилл. По его словам, экономические проблемы в Китае могут ослабить спрос на эту продукцию в четвертом квартале и в 2024 году. 16 марта 2023 Новости  Последствия кризиса: как изменились энергетические рынки за год Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что его страна за восемь месяцев стала независимой от поставок газа и нефти из России, однако исследователи указывают, что страны Евросоюза по-прежнему сильно зависят от импорта ископаемого топлива, а главным бенефициаром европейского энергетического кризиса являются США. О том, как изменились энергетические рынки за последний год — в нашем материале. 28 февраля 2023 Новости  Год, изменивший геополитику: уроки энергетических кризисов Украинский конфликт «ускорил глобальную трансформацию, которая превзойдет потрясения 1970-х годов», пишет агентство Bloomberg. В публикации говорится, что в истории энергетического рынка есть «четыре урока, которые помогут понять текущий энергетический кризис».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".