Новая индустриализация
Основным экономическим трендом недели стала активизация «новой индустриализации». Соответствующий проект Владимир Путин представил на съезде «Деловой России».
Впервые программа запуска «новой индустриализации» появилась несколько лет назад. Основной площадкой ее разработки стала «Деловая Россия». Несмотря на значительное финансирование, разработка документа была закончена только весной этого года. Причем, изначальная программа значительно отличалась от варианта представленного неделю назад.
Уже тогда появились базовые показатели нового документа. Исходя из декларированной необходимости создать 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест и стоимости создания одного такого места в $100 000 – 200 000 инвестиции можно было оценить в $2,5–5 трлн, что больше ВВП России за 2010 год ($1,46 трлн). Это гораздо больше, чем совокупные инвестиции в Сколково и в «Роснано» на весну 2011 года.
Позднее сумма стала увеличиваться, а пункты программы видоизменяться. Причиной трансформации документа стала работа экспертных групп над «Стратегией-2020», куда вошли представители «Деловой России». Согласно скорректированным данным, только начало «новой индустриализации» обойдется в 43 трлн рублей за следующие три года. Для ее запуска уже к 2015 году необходимо довести уровень инвестиций в основной капитал практически до 25% ВВП. А затем – и до 30% ВВП.
Стимулировать инвестирование должна новая система налогообложения. Для этого потребуется реализовать четыре основных пункта. Во-первых, необходимо простимулировать развитие производственного сектора путем сокращения налогового бремени. Пока издержки несырьевых компаний остаются достаточно высокими. Причем, сложность составляет не только размер налогов, но и сложная система компенсаций и льгот. Во-вторых, необходимо изменение структуры экономики. Переход от сырьевой модели развития к производственной снизит зависимость от сырьевой конъюнктуры и обеспечит стабильность государственных доходов в долгосрочной перспективе. В-третьих, необходимо увеличить налогообложение сырьевых компаний. Сейчас издержки распределяются неравномерно. Так, по виду деятельности «производство машин и оборудования» налоговая нагрузка составляет 11,1%, по виду деятельности «строительство» – 11,3%, по металлургии – 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов – 5%. В-четвертых, необходимо ликвидировать систему «двойного учета» для высокотехнологичных компаний. Сейчас бизнес-структурам приходится отдельно вести налоговый и бухгалтерский учеты, что серьезно увеличивает финансовую нагрузку.
Помимо изменения налоговой нагрузки для «новой индустриализации» потребуется расширение доступа к заказам госкомпаний. Курировать данную работу будут Минэкономразвития и Агентство стратегических инициатив (АСИ). В дальнейшем реализация программы «новой индустриализации» должна привести к росту прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.
При этом за период с января по ноябрь отток капитала из России составил $74 млрд. Такие цифры указывают на резкое повышение относительно последних официальных данных за период с января по сентябрь, когда чистый отток капитала из частного сектора был равен $49 млрд. Это значительно выше, чем данные за прошлый год на уровне $34 млрд, однако заметно ниже показателя за 2008 г.: $134 млрд. По предварительным данным за период с января по сентябрь объем прямых иностранных инвестиций России за рубежом превысил приток прямых иностранных инвестиций примерно на $17 млрд. Фиктивные сделки с ценными бумагами, ошибки и пропуски, а также покупка наличной валюты составили $20 млрд.
Для того, чтобы купировать риски усиления оттока капитала правительство форсирует программы поддержки среднего и малого бизнеса
Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры