Статья
772 27 августа 2010 13:25

«Новое начало» или топтание на месте?

Весна - лета 2010 года прошли в условиях заметной активизации американо-британских контактов. Новое правительство Великобритании, созданное на коалиционной основе Консервативной партией и Партией либеральных демократов (ПЛД), с момента начала своей работы 11 мая с.г. активно взялось за выстраивание доверительных связей с американской администрацией. Уже 14 мая 2010 года Вашингтон посетил министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг. В ходе переговоров с государственным секретарем Хиллари Клинтон он обсудил основные вопросы двустороннего взаимодействия. 26 мая в Лондоне прошли переговоры между министрами финансов двух стран - британцем Джорджем Осборном и его американским коллегой Тимоти Гайтнером. В центре внимания были проблемы координации действий в области экономической и валютной политики. 7-9 июня визит в Великобританию совершил министр обороны США Роберт Гейтс. Он провел консультации как с главой британского оборонного ведомства Лиамом Фоксом, так и премьер-министром королевства Дэвидом Кэмероном. А со второй половины июня 2010 года наступило время диалога уже между лидерами двух стран. Сначала Кэмерон и президент США Барак Обама провели «ознакомительную» встречу «на полях» саммита «Группы двадцати» в Торонто (она состоялась 25 июня). А 19-21 июля британский премьер совершил первый официальный визит в Соединенные Штаты. В ходе него он посетил Вашингтон и Нью-Йорк, встретившись с Обамой, вице-президентом США Джозефом Байденом и членами Конгресса (представляющими как Демократическую, так и Республиканскую партии).

Сверхинтенсивный график контактов между американской администрацией и британским кабинетом зафиксировал отчетливое намерение сторон активизировать отношения друг с другом. В период работы правительства лейбористов во главе с Гордоном Брауном (2007-2010 годы) двустороннее взаимодействие находилось в состоянии стагнации. Лейбористы, стремясь любой ценой повысить рейтинг свой популярности внутри страны, пошли на сворачивание контактов с США в оборонной сфере. Британия в оперативном порядке завершила свою военную миссию в Ираке, была запущена дискуссия по вопросу выводе континента ВС королевства из Афганистана. Одновременно сложилась тенденция к ограничению контактов и в политической плоскости. Желая избавиться от ассоциаций с американо-британским «сердечным согласием» 2001-2006 годов, Браун пошел на уменьшение содержательности политических связей с Вашингтоном. Текущая динамика отношений, заданная Кэмероном и Хейгом, говорит о том, что новые хозяева Даунинг-стрит, 10 считают лейбористскую практику на американском треке для себя неприемлемой и намерены преодолеть сложившиеся разночтения в диалоге с Соединенными Штатами.

При этом функциональный бэкграунд текущих отношений по линии Вашингтон-Лондон свидетельствует о том, что они могут обрести качественно новую тональность. В период предвыборной кампании-2010 в Соединенном Королевстве Белый дом оказывал последовательную поддержку консерваторам. В предвыборном штабе партии работали Анита Данн и Билл Кнэпп, представляющие консалтинговую компанию SKDKnickerbocker. Оба этих политических технолога известны тесными связями с Демократической партией и «ближним кругом» Обамы. Причем Данн успела поработать в действующей администрации. С мая по ноябрь 2009 года она занимала должность директора по коммуникациям аппарата президента. Привлечение специалистов SKDKnickerbocker, которые наверняка будут тесно сотрудничать с Обамой в 2012 году, говорит о стремлении Белого дома добиться полномасштабной нормализации связей с верхушкой Консервативной партии и лично с Кэмероном.

Тем не менее, преувеличивать степень потенциальной близости между руководством США и Великобритании в настоящее время не стоит. Обе стороны пока так полностью и не избавились от наследия кризиса доверия 2007-2010 годов. Об этом говорит тот факт, что оба раунда переговоров между Обамой и Кэмероном закончились безрезультатно. По их итогам не было подписано никаких двусторонних документов. Более того, встречи американского и британского лидера отчетливо показали определенное расхождение в их позициях по международной тематике. Например, по вопросу о роли нефтегазовой корпорации BP plc в британской внешней политике. Данный факт позволяет утверждать, что быстрого возвращения США и Британии к конструктивному взаимодействию по всем направлениям не получится. Сторонам предстоит напряженное согласование позиций.

Кроме того, путь к сближению со стороны США осложнен рядом функциональных препятствий. Во-первых, отношения с Великобританией занимают далеко не самое центральное место в системе актуальных приоритетов кабинета Обамы в области внешней политики. Основное внимание Белого дома привлекает комплекс проблем на Ближнем и Среднем Востоке. Далее следует тема взаимодействия с т.н. «новыми мировыми лидерами», ведущую роль среди которых играют Китай, Индия и Россия. На третьем месте для Вашингтона находятся отношения со странами Восточной и Юго-Восточной Азии и вопрос становления собственной транстихоокеанской политики. И лишь после этого наступает очередь Евро-Атлантики и входящего в неё Соединенного Королевства. Естественно, что при такой очередности внешнеполитических направлений администрация Обамы может заниматься развитием связей с Лондоном далеко не так регулярно и интенсивно, как можно было бы предполагать.

Во-вторых, против укрепления содержательности отношений между Белым домом и Даунинг-стрит, 10 играет отсутствие в пуле внешнеполитических ведомств правительства Обамы команды специалистов по Британии. «Особый» статус двусторонних контактов традиционно требовал от американского руководства создания группы профессионалов, занимающихся исключительно английской проблематикой. В администрации президента Билла Клинтона такой командой стала группа т.н. «коммуникаторов» во главе со страшим советником главы государства Синди Блюменталем. Благодаря её усилиям в 1997-1998 годах Клинтон смог в сравнительно сжатые сроки установить доверительные связи с тогдашним премьер-министром Великобритании и лидером лейбористов Тони Блэром. В настоящее время аналогичный круг специалистов в окружении Обамы и Клинтон практически отсутствует. Формально на роль «главного лица» такой группы может претендовать заместитель начальника аппарата Белого дома Мона Сатфен. Она занималась британской тематикой в администрации Клинтона и могла бы выполнить функции Блюменталя в команде Обамы. Однако в настоящее время ни она, ни какой-либо другой представитель внешнеполитического аппарата правительства не получил особых полномочий по курированию английского трека. Данное обстоятельство существенно замедляет темпы нормализации контактов по линии Вашингтон-Лондон.

Комплекс сдержек и противовесов, препятствующих возрождению полноценных «особых» отношений между Вашингтоном и Лондоном существует и с британской стороны. Прежде всего, против всеобъемлющей нормализации американо-британских отношений играет настрой высшего истеблишмента Форин-офис. Ещё будучи «теневым» министром иностранных дел, Хейг заявлял о намерении строить контакты с Соединенными Штатами на основе принципа «твёрдые, но не раболепные». И такая формула была взята им на вооружение сразу по приходу на Кинг Чарльз-стрит. Подчеркнутая независимость и отказ от каких-либо, даже минимальных уступок Белому дому, стали главным императивом поведения Хейга и Кэмерона во время их поездок в США. Но такое позиционирование вызвало и нескрываемое удивление американской правящей элиты. Администрацией Обамы идея Хейга воспринимается как открытый вызов системе американо-британских «особых» связей, так как нарушает их субъектную иерархию. Следует полагать, что Вашингтон не пойдет на масштабное сближение с Лондоном, пока британский кабинет не откажется от текущего «автономистского» подхода к двустороннему взаимодействию.

Нет ясности и в отношении текущего коридора исполнительных возможностей посла Великобритании в Соединенных Штатах. В настоящее время дипломатическую миссию Соединенного Королевства в Вашингтоне возглавляет Найджел Шейнвальд, назначенный на этот пост в октябре 2007 года. Однако он является не только назначенцем лейбористов, но и, по сути, доверенным лицом бывшего премьер-министра страны Тони Блэра. С 2003 по 2007 год Шейнвальд работал советником Блэра по вопросам внешней политики и обороны. Естественно, что полностью доверять Шейнвальду в силу его политических связей «команда Хейга» не может. Это означает частичное устранение посла в США из серии инициатив по нормализации двусторонних отношений, несмотря на то, что руководитель британской миссии в Вашингтоне традиционно выступает в качестве достаточно важной персоны в американо-британских политических коммуникациях. Преодолеть данную издержку кабинет Кэмерона может только путем смены посла. Однако пока идти на такой шаг Уайтхолл не собирается, предпочитая работать с Шейнвальдом. Отказ от смены посла ограничивает возможности британской стороны по налаживанию прямой линии связи с Белым домом непосредственно в США.

Сложившийся между Белым домом и Даунинг-стрит, 10 комплекс функциональных и персональных ограничителей позволяет утверждать, что американо-британские отношения «застыли» между «новым началом» и топтанием на месте. С одной стороны, откровенного недоверия друг к другу у политического руководства двух держав уже нет. Наследие кабинета Брауна постепенно уходит в прошлое. Более того, у демократической администрации и консервативно-либерального кабинета есть готовность к тому, чтобы «обновить» двустороннее взаимодействие в сфере обороны и политики. «Команда Обамы» воспринимает Кэмерона и Ника Клегга (заместитель премьер-министра Соединенного Королевства) не как «проблемных» партнеров, на которых нельзя положиться (а именно такая репутация была в Белом доме у последнего лейбористского правительства), а как союзников, пусть и придерживающихся особого мнения. С другой стороны, всеобъемлющего и молниеносного сближения в стиле 1997 года по линии Вашингтон-Лондон летом 2010 не произошло. И, по всей видимости, не произойдет до конца года. Качественный «новый старт» в отношениях отложен на неопределенную перспективу. Связано это с тем, что Великобритания продолжает оставаться на вторых ролях в системе внешнеполитических приоритетов администрации Обамы. И до тех пор, пока демократический кабинет не завершит решение проблем на Ближнем и Среднем Востоке, его обращения в сторону Британских островов ожидать не приходится. А это значит, что США и Соединенное Королевство рискуют продолжить реализацию политической практики 2009-2010 годов, когда предметный регистр взаимодействия практически не развивался.

Наиболее приемлемым выходом из сложившейся «подвешенной» ситуации может стать укрепление личных контактов на уровне высшего руководства двух стран. Дружеские отношения между американским президентом и британским премьером традиционно являлись ведущим катализатором наращивания двустороннего сотрудничества. Так, связи между Гарри Трумэном и Уинстоном Черчиллем стали залогом обретения двусторонними отношениями статуса «особых» в конце 1940 - начале 1950-х годов. Личное доверие между Рональдом Рейганом и Маргарет Тэтчер предопределили «ренессанс» в американо-британском взаимодействии в 1980-х годах. А дружба Билла Клинтона и Тони Блэра стала определяющим фактором для качественной интенсификации межгосударственного партнерства во второй половине 1990-х. Не меньшую роль для конструктивного характера двусторонних отношений сыграли и приятельские контакты между Блэром и Джорджем Бушем-мл. в 2001-2007 годах. В настоящее время роль политических лидеров в диалоге США и Великобритании принципиально не изменилась. Они вновь способны своими волевыми усилиями запустить этап качественного сближения. И предпосылки к такому сценарию существуют. Несмотря на то, что Обама ещё совсем недавно оценивал Кэмерона как «легковесного политика», в целом он склонен видеть в британском премьер-министре претендента на роль своего близкого партнера. Соответствующее желание президента Соединенных Штатов может обеспечить полноценное «новое начало» в современных американо-британских отношениях.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".