Статья
1307 7 марта 2014 16:58

Общеевропейские тенденции

Ситуация вокруг Крыма накаляется. Полуостров взял курс на присоединение к России. В Киеве хотят распустить парламент Крыма, США и Европа грозят санкциями Москве. Возможно ли выйти из крымского кризиса, сохранив честь, достоинство и партнерские отношения? Политолог Дмитрий Орешкин дал «Актуальным комментариям» ответы на эти вопросы:
 
«Путин сказал, что вопрос о присоединении Крыма не стоит. В то же время вряд ли есть основания думать, что инициатива Крымского парламента не согласована с Москвой.

Мы видим очевидное расхождение риторики и практических дел. Это уже нехорошо. Что будет дальше?

Понятно, что изменение статуса Крыма неизбежно. Это входит в общую тенденцию, которая предполагает, что по мере усложнения (прогресса) политической и социально-экономической ситуации власть (во всяком случае на европейском пространстве) имеет тенденцию приближаться к территориям. Это удобно для эффективности управления.

Внешне это выглядит как управление политическими контурами, причем этот тренд часто проявляется в создании национальных государств.

Тенденция такова: до первой мировой войны в Европе было 15 государств, перед Второй мировой войной - уже 30 государств, сейчас - больше 50. Точную цифру никто не назовет, так как непонятен статус, например, Косово, Северного Кипра, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и т.д. И непонятно, относятся ли они в Европе. На самом деле границы Европы – вещь тоже очень зыбкая.

Но факт остается фактом – мы видим объективную тенденцию к дроблению. Например, в Великобритании последние два года обсуждают референдум по отделению Шотландии. Такая же проблема имеется в Испании, где Каталония хочет добиться самостоятельности. Там этот процесс идет медленно, в рамках правового поля, политического торга и т.д.

На постсоветском и постсоциалистическом пространстве мы видим, что схожие процессы сопровождаются военными конфликтами (события в Югославии, Грузии, Молдавии, где территории отделились и пребывают в неопределенном статусе). В Крыму будет что-то похожее.

Даже если предположить, что верх возьмет точка зрения Киева, Крым все равно будет де-факто самостоятельной территорией, с большими территориями, чем до того. Не думаю, что возможно продавливание украинского варианта, скорее будет жесткий, силовой – российский.

В связи с этим стоит обсудить дальнейший статус Крыма. Отступать Путин не может – это будет означать, что он лузер и все его движения были напрасны.

Дальше либо Крым присоединяется к России, либо становится формально независимым государством, но ориентированным на Россию (речь идет о статусе своеобразного протектората России).

Выбор варианта зависит от решения Владимира Путина. Мне кажется, наиболее оптимальный вариант – не прямое присоединение Крыма к России (это будет восприниматься как аннексия территорий), а протекторатно-промежуточный.

Очень соблазнительно выглядит вариант создания государства, которое будет называться Союз России и Крымской Республики. Тогда формально основания говорить об аннексии нет.

К тому же новое государство создает новую Конституцию и обнуляет все произошедшее раньше. Соответственно, в 2014 или 2015 году на волне патриотизма можно будет провести выборы нового президента: тогда Путин получает еще 6 лет президентского статуса, что вполне легально. Но мы не можем предвидеть, какое решение примет Владимир Путин.

Как на все это будет реагировать Запад? Холодной войны не будет, уже слишком много взаимовыгодных проектов. Запад зависит от России не только в плане энергоресурсов (это во многом мифологизировано).

Наивно думать, что ради энергоресурсов Запад на всё закроет глаза. Тем более, что здесь всё взаимосвязано: если Запад перестанет покупать газ, это сильно ударит по России. Так что здесь и России невыгодно портить отношения с Западом, и Западу этого не хочется. Это касается не только линии энергоресурсов, но и других направлений – например, помощи России при выводе американских войск из Афганистана.

Запад также не заинтересован слишком сильно бить горшки с Россией, так как не хочет в результате получить союз России и Китая.

Так что охлаждение отношений между Россией и Западом неизбежно, но балансирование на грани новой мировой войны, которое было в семидесятых годах, вряд ли возможно, так как это не интересно ни одной из сторон».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".