Статья
2413 25 мая 2022 15:48

Отказ от Болонской системы: что изменится в российском образовании

В России хотят отказаться от Болонской системы образования. О том, что в этом случае изменится для преподавателей и студентов — в материале «Актуальных комментариев».





Выровняются зарплаты выпускников

Исследование трудоустройства выпускников вузов, проведенное Высшей школой экономики, показало, что магистры зарабатывают больше бакалавров. По данным авторов доклада на конец 2021 года, 69% бакалавров спустя три года после окончания вуза имели официальное трудоустройство, их средняя зарплата составляла 53,5 тыс. руб. Доля трудоустроенных с магистерской степенью составила уже 78%, а средняя заработная плата — 75,2 тыс. руб.

Эта ситуация изменится после отказа от Болонской системы образования, а уровень зарплат выпускников выровняется.

Внимание к научным вузовским исследованиям

Внедрение Болонской системы привело к тому, что без должного внимания остались научные вузовские исследования. На этом в своем Telegram-канале сделал акцент политолог Илья Гращенков. Помимо этого, после введения Болонской системы критике были подвергнуты вопросы содействия молодым ученым и финансирования университетов.

«Выстраивание европейского пространства высшего образования посредством содержательной унификации, уравнивания структур и курсов обучения в соответствии с некоей европейской нормой угрожает многообразию национальных систем высшего образования», — обратил внимание политолог. По его словам, к возникновению таких проблем в России привела «насильственная болонизация».

Равность и непрерывность образования

Главная проблема Болонской системы — отсутствие равного и непрерывного образования, считает зампред Госдумы Ирина Яровая. Она отметила, что каждый год более 60% выпускников бакалавриата стоят перед выбором: учиться платно или остаться с образованием бакалавра. 

Также она заявила о несовершенстве и разбалансированности. Например, в Болонской системе магистр — это ученая степень, а в России такая степень — это кандидат наук. Помимо этого, есть сложности при приходе на работу, поскольку ряд профстандартов требуют квалификацию не ниже магистерской. 

Определение квалификации

Бакалаврское образование пригодно для профессий с относительно низкой квалификацией, рассказал академик Российской академии образования Олег Смолин. «Введение этой системы точно навредило инженерам, скорее навредило педагогам, которым резко сократили специальные предметы, ее не допустили в медицинские профессии», — подчеркнул Смолин.

Кроме этого, Болонская система подразумевает сокращение количества специальных занятий на 40% — 20% за счет потери одного года обучения, еще 20% — за счет сокращения количества специальных занятий в пользу предметов общего характера, поэтому бакалавр по сравнению со специалистом хуже подготовлен, добавил Смолин. По его словам, в Германии при переходе на Болонскую систему гораздо больше смогли сохранить от так называемой Гумбольдтовской системы, которая во многом легла и в основу советской концепции.

Возобновление студенческой практики

Еще одна проблема Болонской системы образования — сокращение студенческой практики, которая начиналась в программе специалитета на старших курсах. По словам ректора Пензенского государственного аграрного университета Олега Кухарева, при введении четырехлетнего образования самой большой потерей оказалось сокращение практики.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".