Статья
1566 21 ноября 2014 8:19

Парафированный мезальянс

В украинском парламенте появилась политическая коалиция, в которую вошли пять партий: «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка, «Самопомощь», «Радикальная партия Олега Ляшко» и «Батькивщина», передает МИА «Россия сегодня».

В ходе финального обсуждения, правда, не обошлось без разногласий: уполномоченные представители партии главы государства долго отказывались ставить подпись под проектом коалиционного соглашения. Что именно их не устраивало, участники переговоров сообщать не стали, сославшись на уговор не обсуждать внутренние проблемы публично. В итоге представители «Блока Петра Порошенко» поставили подпись в документе последними.

«Мы парафировали коалиционное соглашение. Здесь подписи пяти политических сил, представителей, работавших над текстом коалиционного соглашения», — сказала представитель партии «Самопомощь» Оксана Сыроед.

По ее словам, в пятницу в 12.30 (в 13.30 по московскому времени) должна состояться официальная презентация текста при участии представителей и лидеров политических сил.

«Мы надеемся, что завтра общество получит полную презентацию этого документа и, безусловно, мы его подпишем 27 ноября, когда откроется парламент восьмого созыва», — добавил представитель «Блока Петра Порошенко» Виталий Ковальчук.

Процедура парафирования предусматривает, что в текст документа до его подписания нельзя вносить изменения.

Стороны согласовывали окончательный вариант документа почти месяц. Главной причиной задержки были разногласия между ключевыми участниками переговоров — президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком — вокруг кадровых назначений в будущем правительстве.

Более чем 70-страничный окончательный вариант коалиционного соглашения включает преамбулу, разделы, касающиеся реформ, а также регламент взаимодействия парламентского большинства и кабмина. Предполагается, что документ будет подписан участниками коалиции в первые дни работы Верховной Рады нового созыва, открытие которой назначено на 27 ноября. 

Все пять вошедших в коалицию партий договорились, что отменят внеблоковый статус Украины и будут заниматься интеграцией станы в НАТО и ЕС. Кроме того, депутаты собираются отменить мажоритарную избирательную систему и ввести пропорциональную систему с открытыми списками.

Подписать документ должны лидеры фракций, созданных в первый день работы Рады.

Напомним, 26 октября на Украине прошли внеочередные парламентские выборы, после которых представители прошедших в Раду партий начали консультации по формированию нового коалиционного кабинета министров.

29 октября «Блок Петра Порошенко» обнародовал проект коалиционного соглашения и передал его партиям «Народный фронт» и «Самопомощь». Документ состоял из 48 страниц и подразумевал проведение 13 реформ. Лидер пропрезидентского блока Юрий Луценко пояснил, что в основе текста о коалиционном соглашении лежит сокращенный вариант программы Порошенко «Стратегия-2020», а также календарный график законодательных инициатив, которые должны поддерживаться парламентским большинством. 

В свою очередь Арсений Яценюк тогда представил собственный вариант коалиционного соглашения и заявил, что именно его партия должна формировать коалицию. Позднее премьер предложил участникам коалиционных переговоров свои кандидатуры в состав нового правительства.
ОпубликованоЕД

Комментарии экспертов
На благо страны могут работать люди как богатые, так и не очень высокого достатка. Проблема заключается в том, что украинский политический класс состоит из людей, которые не понимают, что такое интересы государства. То есть для них государственный интерес — это способ набить свой карман, других интересов у государства нет. Поэтому независимо от того, бедный человек сидит в Раде или богатый, работать на благо страны он априори не может.

Что касается создания коалиции в украинском парламенте — это логично, так как востребовано людьми, которые выходили на Майдан. То есть люди бы не поняли, почему блок Порошено или Яценюк находятся в правительстве, а другие — в оппозиции: они же все вместе боролись с преступным режимом. Другое дело, что такую коалицию было достаточно сложно создать, потому что в Киеве нет нужного количества министерских портфелей для того, чтобы удовлетворить всех желающих. 

В данном случае политическая целесообразность возобладала. Но создание коалиции не значит, что они будут продуктивно сотрудничать в парламенте, потому что и раньше были примеры многочисленные, когда партии, состоящие в одной и той же коалиции, голосовали за важное решение по-разному. Думаю, что сейчас таких примеров будет больше.

Скорее всего, коалиция просуществует недолго. По большому счету, украинское государство не может долго существовать, а следовательно, долго не может существовать украинская политика, и, соответственно, коалиция в Верховной Раде.

Я согласен, что созданная коалиция напоминает мезальянс. Совершенно очевидно, что никуда не делась конкуренция между Яценюком и Порошенко, которые, мягко говоря, друг друга не любят и борются за власть друг с другом, следовательно, и их партии будут конкурировать друг с другом. Никуда не делись амбиции Тимошенко, которая будет тоже бороться со всеми, хоть у нее и очень маленькая фракция. Она не простит ни Яценюку, ни Турчинову предательства, ни Порошенко того, что он ее обскакал и стал президентом.

Что касается партий Ляшко и Садового, то это, очевидно, технические проекты. А такие проекты сегодня принадлежат одному, завтра их перекупил кто-то другой, поэтому их деятельность в Раде трудно предсказать, скорее всего, она будет внутренне противоречива, но при этом, безусловно, не будет конструктивной.


Коалиция, в которую входят все, кроме одного оппозиционного блока, это просто декларация о некотором политическом намерении. Коалиции в парламенте бывают двух типов. Коалиция, как правило, обеспечивает большинство и позволяет таким образом заранее договориться о том, что решения, оговоренные в коалиции, автоматически являются и принятыми в парламенте. И таких коалиций в мире большинство. Собственно говоря, и в украинском парламенте все предыдущие коалиции были именно такие, и их распад означал фактически отставку правительства.

Здесь же ситуация, при которой в коалицию входят все, кроме оппозиционного блока. Практического смысла в этой коалиции нет. Потому что все равно, чтобы договориться внутри парламента, придется заранее договариваться внутри коалиции в каком-то другом помещении. Так что это просто декларация о намерениях, о верности принципам Майдана. Может быть, у нее был такой политический смысл, что все ее участники, — это выходцы из Майдана. За прошедший год лидеры Майдана успели уже так сильно между собой публично поскандалить, что потребовался некоторый документ, который их избирателю показал бы, что они по-прежнему вместе и верны некоторым абстрактным идеям Майдана. Вот для чего нужна эта коалиция.

Способны ли в рамках коалиции найти общий язык давние конкуренты — Порошенко и Тимошенко? Если бы коалиция действительно была таковой, что она обеспечивала бы большинство, то необходимость внутри этой коалиции находить общий язык была бы бесспорной, иначе невозможно было бы принять решение. Но представьте себе, что сегодня депутаты от Ляшко по какому-то вопросу отказываются голосовать, парламент примет такое решение? Конечно, примет, потому что оставшихся голосов будет достаточно. А уж тем более - если речь идет о Тимошенко и ее людях. Соответственно, в этом смысле мы еще увидим ситуацию, и она будет неизбежной, когда по каким-то вопросам часть коалиции голосовать не будет. Как отмечалось в начале, это просто меняет политический смысл коалиции, это не обеспечение большинства, а присяга некоторым общим принципам.

Во всей этой истории по созданию коалиции есть удивительные вещи. Конечно, это не присутствие там Тимошенко. Ее позиция была известна давно,  и она даже до формирования парламента говорила, что обязательно войдет в коалицию большинства. Удивительным является, скорее, присутствие Ляшко и радикалов в коалиции. 

Я напоминаю, что эти выборы были поражением радикалов, и они получили гораздо меньше, чем сами планировали и чем им предполагали социологические опросы. И практического смысла брать в коалицию Ляшко никакого нет. И всем участникам коалиции — Яценюку, Тимошенко и Порошенко — Ляшко внутренне оппонентен, я уже не говорю о прямом конфликте, который есть и о котором мы знаем. Но Ляшко все равно оказался внутри этой коалиции.

Мне кажется, что с учетом скандальности и эпатажности Ляшко, в какой-то мере имеет место попытка его социализировать, а не переводить в оппозицию. Возможно, есть желание чуть-чуть снизить градус, объем скандала. Я напоминаю, что буквально два дня назад Порошенко уволил трех губернаторов, входящих в партию Тягнибока.

Эксперты также отмечают, что в украинский парламент вошло много олигархов, и непонятно, как они будут выстраивать отношения. На самом деле сам факт того, что у человека большое состояние, не запрещает ему качественно работать в качестве чиновника, есть пример — Майкл Блумберг.  До него - Рокфеллеры, которые работали в том же Нью-Йорке, есть Джон Керри, один из богатейших людей Америки, через жену - владелец пищевого бренда Heinz. Не такая редкость, когда человек с огромным состоянием занимается государственной деятельностью, при этом делает это успешно, и его деятельность не вызывает подозрений в коррупции и в том, что он работает таким образом на себя.

Возможно ли это в условиях Украины? Нет, невозможно, так как сама политическая система там построена таким образом, что партия опирается не на избирателей, а на политических спонсоров, грубо говоря, партия является политическим проектом.

Да, конечно же, они так или иначе опираются на избирателей, но содержит партию финансовая основа, и это связь с определенным набором спонсоров. И это не набор спонсоров, состоящий из сотен, тысяч и миллионов человек, как это было у Обамы в период выборов, а вполне конкретный набор людей, которых можно было собрать за одним столом. В этом смысле они и воспринимают партии как некоторую инвестицию, — мы вложили средства и хотим получить от этого некоторую отдачу.  И отдачу не в виде изменения политического климата или изменения инвестиционного климата, а напрямую — в виде постов, которые можно конвертировать в коррупционную возможность, в виде преференций для своего бизнеса.

И в этом смысле олигархи не воруют, и сами это так не воспринимают. Они вкладывают деньги в политику и ищут от этой политики возврата своих инвестиций. Говорить, что в украинской ситуации большой бизнес, вкладываясь в политику, не будет из этого искать себе преимущества, значит, говорить, что пчелы против меда — они туда для этого пришли. Но, в принципе, сам факт наличия большого капитала не означает, что человек обязательно будет воровать, работая на государство. Я уже привел несколько примеров, когда было не так, и более того, эти люди находились под специальным «микроскопом», и за десятилетия своей биографии не дали основания заподозрить себя в чем-то.
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".