Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает недопустимой ситуацию, когда оценку жизни в России дают внешние силы - по чужим цивилизационным и культурным меркам.
«Нужно категорически не допускать суда над нами на основании чужих критериев», - сказал патриарх Кирилл во вторник, выступая в Российской академии госслужбы при президенте РФ.
По его словам, российская внешняя политика достаточно долгое время была ориентирована на стремление «доказать сторонним наблюдателям, что мы хорошие мальчики, мы живем по тем же критериям, просто у нас есть некоторые недостатки».
«Дипломатия унизительно объясняла «судьям», накладывающим собственный критерий на нашу ситуацию, что мы такие же, как они, мы такие же хорошие, и просто у них ошибочная информация, и нас неправильно поняли», - сказал патриарх.
Однако, по его мнению, критерий оценки, характерный для иной культурной исторической среды, «не может быть непререкаемым для оценки ситуации в России».
В противном случае, считает патриарх Кирилл, неизбежно будут появляться обвинения в том, что в России «якобы существует угроза клерикализации» - в документах, подобных ежегодным докладам «Госдепа США» о свободе совести.
Также патриарх Кирилл выразил мнение, что современный европеец, «ориентированный на успех, благополучие и комфорт», уступает той «пассионарной силе, в которой сегодня оказываются исламские общины в Европе».
Патриарх напомнил, что для мусульманских стран религиозный фактор в общественной жизни всегда играл первоочередную роль, тогда как в Европе ситуация обратная, и многие европейцы теряют «способность идти на подвиг, отдать свою жизнь за Родину».
«Если мы будем последовательно осуществлять либеральные идеи в общественном сознании, (не в экономике, в экономике либерализм - это уместное явление и важный фактор, хотя и с оговорками), то на выходе мы также получим слабого человека, не защищающего ни Родину, ни ближнего», - считает патриарх.
По его словам, для такого человека характерной будет следующая логика: «Я плачу деньги, я плачу налоги, и пусть те, которые получают зарплату, Родину и защищают, а я пока уеду на Багамы».
Патриарх попытался обосновать специфику России и ее отличия от западного мира, от западной цивилизации. Подобное обоснование России действительно нужно, если Россия хочет видеть себя как отдельную силу.
Дело в том, что возможны только два варианта.
Первый вариант: вы выдвигаете глобальный проект, который распространяется на весь мир (таков, например, американский глобальный проект, таким был коммунистический проект Советского союза), и несете миру универсальную идею.
Второй вариант: чтобы к вам не лезли, Вы должны обосновать свою специфику, свое отличие от других. Например, китайцы долгое время обосновывали свое отличие от других наличием социализма с китайской спецификой - то есть просто большим числом китайцев и их специфической культурой.
Для того, чтобы сохранять свою идентичность в современном мире, Россия, безусловно, тоже должна эту специфику иметь. Другое дело, что последние полтора десятилетия у нас прошли вообще под знаком отрицания всякой специфики. Это, в свою очередь, означало, что надо просто подчиняться западным центрам, потому что именно западные центры (в рамках, допустим, американского глобального проекта) диктуют стандарты. А раз они диктуют стандарты, то тот, кто обладает контролем над этими стандартами, естественно, может и предписывать вам правила поведения. Грубо говоря, тот, кто формирует правила дорожного движения, определяет, как должны ездить автомобили по дорогам. А специфика может заключаться в том, что вы говорите «нет, я не автомобиль, я велосипед или самолет, и поэтому я действую по иным правилам».
Патриарх Кирилл абсолютно прав, и России, действительно, нужно эту свою специфику создать и осознать. Другое дело, что специфика России разработана слабо, потому что обычно говорят нечто невнятное о русской душе, духовности, интеллигенции и тому подобное, но все эти слова в современном мире действуют уже слабо и не значат почти ничего.