Перезагрузка мира: что ждет Россию
философАркадий НедельМы сегодня присутствуем не только при радикальной перестройке мира (то, о чем писал Михаил Горбачев в своей известной книге ныне кажется детским лепетом), но наблюдаем перезагрузку мировой истории. Перезагрузку — потому что все ее предшествующие концепции, включая «the end of history» Фукуямы полностью устарели. Тот же Фукуяма предложил свой «конец», поскольку свято верил в мировую победу либеральной идеологии. Это был американский большевизм, приведший сегодня к BLM-движению и cancel culture. В наши дни возникли два новых субъекта истории: Россия и Китай.
Что касается Китая, то историческая метаморфоза этой страны фундаментальна, таковой Китай не знал за всю его историю. Если очень кратко, то Китай во многом отказался от своего положения только-«срединного государства», но и вышел за свои исторические, срединные границы и сегодня претендует на активное влияние на мир. Китай активно разрабатывает модель не только для себя, но и всего мира, и это совершенно новая историческая ситуация. Например, вопрос о Тайване следует считать решенным, он станет частью Китая, скорее всего в ближайшие пять лет. Си Цзинпинь вряд ли уйдет со своего поста без Тайваня в составе Китая (читая его статьи и выступления на китайском, я пришел к этому выводу).
Россия — тоже новый исторический субъект, который пересматривает (или дорабатывает) сегодня свою историю после 1945 года. Президент Владимир Путин занимает на сегодняшней политической сцене двоякое положение: с одной стороны, он нацелен на историю, его очень частые отсылки к истории и защита того, что он называет «исторической справедливостью» крайне важны для его политического сознания; с другой стороны, Путин требует признания России как новой страны и современного актора, нацеленного на будущее. Более того, сложность российской ситуации заключается и в том, что она делает из своей истории современность, причем в качестве активной силы. Однако для этого, на мой взгляд (и о чем я неоднократно говорил), необходим более четкий, если не сказать жёсткий дизайн политических и культурных действий.
Источник