Статья
908 25 июля 2012 19:15

Поляков: сокращение числа вузов в РФ - это правильно

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Открытого правительства сообщил, что нашумевший законопроект «Об образовании» будет завтра внесен в Госдуму.

«К любому законопроекту нужно относиться осторожно в том смысле, что написанные на бумаге буквы - это еще только намерения, которые, как правило, очень далеки от воплощения в реальной жизни», - заметил заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков в интервью «Актуальным комментариям».

По его словам, наша двадцатилетняя практика очень хорошо это демонстрирует. «Законов принято много, тем не менее проблем и неудовольствий в нашей жизни еще больше», - констатировал он.

Поэтому, по мнению Полякова, настала пора относиться к закону только как к первому шагу, в котором хотя бы четко обрисовано положение и намечены какие-то меры.

«В чем основные проблемы сегодняшнего образования? Реальное положение студентов, учителей средней школы и вузовских преподавателей является очевидным тормозом в развитии всей системы. Когда люди бедны, то им, мягко говоря, не до того, чтобы учиться. Эту главную проблему нужно решать», - заявил он.

По словам эксперта, в этой ситуации есть лишь один способ решения проблемы, а именно резкое увеличение финансирования. «То, что планируется приравнять стипендию к минимальному размеру оплаты труда, а зарплаты учителей в общеобразовательных школах сделать не ниже средней зарплаты по региону - это давным-давно назревшее решение», - убежден он. «Коль скоро финансы государства позволяют сегодня сделать это - надо это срочно делать», - уверен эксперт.

«Помимо материальной стороны вопроса существует сторона содержательная - чему и как учить», - считает Поляков.

По его словам, тут всё зависит от тех, кто учит, потому что никакие программы, стандарты не могут создаваться каким-то сообществом, посторонним самому преподавательскому сообществу. «Программы создаются не чиновниками, а теми, кто преподает, теми, кто учит. И это очень важный момент», - заметил он.

«Качество преподающих в вузах и школах, с одной стороны, действительно зависит от материального обеспечения, но с другой стороны, оно зависит и от умения встраиваться в современные научные школы. А современные научные школы в открытом мире - это школы, которые не имеют границ», - подчеркнул Поляков.

В этом смысле, по словам эксперта, закон направлен именно на то, чтобы систему российского образования раскрыть, сделать ее доступной миру и дать возможность глобализировать ее без утраты своей специфики.

«Мы последние двадцать лет начали попадать в ситуацию научной провинции. Это очень серьезно сказывается на том, как и чему мы учим наших студентов высших учебных заведений и, в меньшей степени, школьников», - считает заместитель декана факультета политологии ВШЭ.

«Это отставание должно быть ликвидировано», - подчеркнул он.

По его словам, это можно сделать за счет того, что будет повышено качество преподавателей, за счет приглашения преподавателей из-за рубежа (не важно, из каких стран, главное, чтобы это были мастера, профессионалы в своей отрасли знаний).

«Что касается доступности образования, то у нас есть конституционные нормы, поэтому беспокоиться насчет того, что все образование превратится в платное, не нужно», - полагает он. «А вот разумные пропорции того, что нужно бесплатно давать, а за что нужно платить - эта задача на повестке дня», - добавил Поляков.

Говоря о высшем образовании эксперт отметил, что существует иллюзия, будто высшее образование должно быть открыто всем. «Это абсолютно неправильно», - уверен он.

«Высшее образование действительно должно быть открыто каждому, кто хочет его получить, а вот само по себе желание его получить уже предполагает способность его получать», - пояснил он.

«Нынешняя ситуация такой "принудительной массовости" высшего образования является патологической. Она совершенно нехарактерна для Западной Европы и Северной Америки, где высшее образование - это элитный уровень», - заметил Поляков. «Там в университеты идет небольшой процент тех, кто заканчивает средние школы, гимназии и так далее. У нас еще ощущается наследие Советского Союза», - полагает он.

Что касается идеи сокращения количества вузов, идея такой разумной санации системы - правильная, убежден эксперт. «Она позволит, во-первых, уничтожить псевдовузы, которые обеспечивают молодых людей ни к чему неприложимыми бумажками, сертификатами и дипломами, а с другой стороны, высвободит довольно большое количество ресурсов, которые смогут быть направлены на то, чтобы нормально финансировать оставшиеся качественные вузы», - считает Поляков.

Как сообщали «Актуальные комментарии», Медведев в ходе совещания с Открытым правительством напомнил, что законопроект об образовании по его поручению был размещен в Интернете для обсуждения еще в декабре 2010 года.

«Рано или поздно все заканчивается. Надо ставить точку», - подчеркнул он.

«В конечном счете, надеюсь, мы получим хороший документ, во всяком случае, документ, который в гораздо больше степени отражает современное состояние российского образования, нежели все другие документы, в настоящий момент действующие в нашей стране», - добавил Медведев.

Кроме того, в ходе совещания глава правительства заявил о необходимости количества неэффективных вузов. 

«Очевидно, что общее количество высших учебных заведений в нашей стране превосходит все разумные рамки. "Карфаген" должен быть разрушен, а значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть реорганизована или в конечном счете закрыта. Это мое абсолютное глубочайшее убеждение», - сказал он.

Напомним, сейчас в России насчитывается около трех тысяч вузов.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".