Статья
1722 25 мая 2016 8:59

Порошенко: два года в зоне риска

25 мая исполнилось два года с того момента, когда Петр Порошенко победил на выборах президента Украины. «Актуальные комментарии» попросили политиков и экспертов высказать своё мнение, что удалось и что не получилось сделать главе украинского государства. 

Годовщину своей каденции Порошенко встречает с куда менее заметной поддержкой граждан, чем в момент своего политического триумфа. В 2014 году он одержал победу в первом туре, набрав 55,7 % голосов. Сейчас же все социологические центры страны демонстрируют, что его рейтинг опустился в разы. Так, по данным опроса проводившегося в апреле этого года «Центром Разумкова», в случае проведения новых президентских выборов Порошенко поддержали бы лишь 10 процентов от числа опрошенных.

Падают позитивные оценки деятельности действующего президента и среди политической элиты страны и среди экспертов. Последние оценили деятельность Порошенко всего на 4,5 балла по десятибалльной шкале, о чем свидетельствует опрос, проведенный в начале этой неделе  Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива.

Столь заметное падение рейтингов сторонники и противники президента оценивают по-разному.

Доверие к президенту в основном падает из-за того, что не выполнено ни одно предвыборное обещание, считает экс-депутат Верховной Рады от «Партии регионов» Елена Бондаренко.

Народный депутат Игорь Кононенко считает, что сказались три не зависящие от Порошенко причины: «Первая - это жесткая системная работа со стороны России по подрыву рейтинга президента и института власти в Украине, на которую тратятся огромные деньги. Вторая — экономические проблемы, которые связаны с боевыми действиями и тем, что страна потеряла 20% экономики. А третья причина — вновь вошедший в политическую моду популизм», - заявил Кононенко.

Причины называют разные, но сам факт катастрофического падения уровня поддержки избирателей не отрицают ни апологеты, ни враги. Экс-премьер-министр Украины Николай Азаров в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что «такого низкого рейтинга ни один президент не имел через два года с начала своего правления».

Перечень достижений Порошенко вполне очевиден. Конечно, если таковымми можно считать задачи консолидации вертикали власти, выполнение большинства требований Евросоюза и МВФ в сфере экономики, отсутствие массовых акций недовольства, хотя о новом Майдане продолжают говорить все два года прошедшие после выборов. 

Сторонники Порошенко также говорят, что именно  благодаря его «договороспособности и гибкости» удалось заморозить военные действия на Востоке Украины. Также в украинских СМИ можно встретить утверждения, что украинская экономика начинает оправляться от кризиса и властям удалось обуздать стремительно падающую гривну.

Однако куда больше перечень проблем, которые действующий украинский президент так и не смог решить. Или не захотел.  

Украинский политолог Руслан Бортник отмечает такие качества Порошенко - амбициозный, умный, трудолюбивый и по разному жадный. По словам политолога, за два года очевидным стало другое - эти качества он очень редко использует на благо Государства и Общества. «Его цели и цели Общества не совпадают»,- пишет Бортник у себя в Facebook.

Конфликт на Востоке

Главная претензия украинцев к Порошенко состоит в том, что ситуация на Востоке страны все еще далека от урегулирования. Радикалы обвиняют его чуть ли не в предательстве национальных интересов, «мягкотелости» и бесконечных уступках. На Востоке, наоборот, звучат обвинения в том, что  он не может обуздать националистов и не контролирует действия таких групп как «Азов», который постоянно нарушает режим прекращения огня и пытается спровоцировать возобновление боевых действий против республик Донбасса. 

«Всё, что обещано, сделано ровно наоборот, начиная с самого главного, на чём он взял голоса избирателей: Порошенко давал слово закончить войну за две недели, в итоге она длится уже два года», - отмечает Елена Бондаренко

Бондаренко не одинока. Такого же мнения, судя по публикациям даже вполне лояльных к власти изданий, придерживаются многие на Украине. Про главное предвыборное обещание завершить войну блицкригом напоминают журналисты ряда киевских СМИ. Даже наиболее близкие к власти СМИ фиксируют, что хотя масштабную войну президенту остановить и удалось, но и сегодня на линии соприкосновения регулярно происходят обстрелы, превращающие ее в настоящую линию фронта.

Много недовольных президентом в армейских кругах. Одни хотят продолжения войны, так как не могут найти себе места в мирной жизни, другие ждут обещанного повышения зарплат. 

В 2014 году Порошенко заверял, что воевать будут только добровольцы и получать они будут 1000 гривен в день. Это выступление сохранено на Ютубе.   В результате сейчас речь идет о седьмой волне мобилизации. Сдерживать же новую эскалацию конфликта удается отнюдь не  из-за позиции Порошенко, а благодаря усилиям международного сообщества и Минским соглашениям.

Бывший депутат Верховной Рады Владимир Олейник в беседе с «Актуальными комментариями» отметил: «Практически ничего из обещанного не выполнено. Говорил о достижении мира за две недели. Скоро все поняли, что мир будет достигаться не путём переговоров и поиска компромисса, а военными действиями. Придерживается этого плана до сегодняшнего дня, Минские соглашения рассматривает как возможность перегруппироваться», - сказал Олейник.

Главное же «достижение» украинского президента в деле завершения вооруженного конфликта, по словам экспертов – лавирование между Москвой, Вашингтоном, Берлином и Брюсселем и внутренней «партией войны», для создания имитации выполнения Минских соглашений. 

Экономика и социальная политика

С 1 мая повышены тарифы на газ. А уже с 1 июля на Украине ждут нового скачка цен не только на тепло и горячую воду, но и на продукты и товары первого потребления. Украинские эксперты прогнозируют, что цены взлетят не на ожидаемые двенадцать процентов, а на все двадцать. Мартовский соцопрос группы «Рейтинг» свидетельствует, что большинство - 76%  жителей Украины считают, что за последний год их материальное положение ухудшилось.

«Экономика по сути разрушена, ВВП упал, если говорить в гривневом исчислении, где-то на 35%, если в долларовом исчислении, то в три раза, страна откатилась по множеству позиций назад, снизилась серьёзно покупательная способность населения, доходы, Украина стала беднейшей страной на континенте и одной из беднейших стран в мире. Таким достижением за два года тоже ни один президент за два года похвастаться не может из предшественников», - сетует Азаров.

Он подчеркивает, что по итогам первого квартала этого года на первом месте оказалось производство и экспорт кукурузы, чугунных чушек и так далее. «То есть никакой технологической продукции на экспорт не отправлено. Речь идёт о деградации экономики, о том, что проблемы не решаются, напротив, они накапливаются», - подчеркнул он.

По мнению Владимира Олейника, за это время увеличилось исключительно состояние Порошенко. Став президентом Украины, Петр Порошенко увеличил свой доход более чем в семь раз, передает Би-би-си. Отмечается, что это произошло на фоне падения экономики и трудностей, с которыми бизнес Порошенко столкнулся в России. Причем предвыборных обещаний относительно конфетной фабрики он так и не выполнил.  

Перед выборами он обещал: «Если меня изберут, я продам концерн Roshen. Как президент Украины, я хочу и буду заботиться исключительно о благосостоянии страны».

На следующий год все уже выглядело не так однозначно. На пресс-конференции 5 июня 2015 года Порошенко заверил: 

«Он (бизнес – ред.)  будет продан. Я не обязан это делать, это моя инициатива. Но я не буду, вместо того чтобы заниматься своими прямыми президентскими обязанностями, бегать по миру и искать покупателя». 

В итоге история закончилась тем, что лишь в апреле по заявлениям администрации преидента Порошенко передал «Рошен» в «слепой траст». Эта схема предусматривает, что имущество переходит в полное распоряжение управляющего, а владелец не может вмешиваться в его действия и фактически теряет все права собственника. До истечения срока действия траста собственником активов становится сам траст, бывший же владелец может лишь получать (а может и не получать) доход от их использования. Доверительным лицом в слепом трасте выступил  Rothschild Trust. Слепой траст действует пока Порошенко остается президентом.

Так что Порошенко технично, но цинично избавился не от бизнеса, а лишь от постоянных обвинений в невыполнении обещаний при этом сохранив актив за собой.

Руслан Бортник характеризует общую ситуацию следующим образом: "В угоду собственным и клановым экономическим интересам (сохранения активов, экономического контроля, нынешней банковской системы, теневых доходов) обрушил социальный сектор экономики и государственного управления, увеличил теневой сектор - в среднем граждане обеднели в 2,5 раза, рост тарифов в 3-6 раз (НКРЭ); инфляция - более 80%, падение ВВП - более 25%, девальвация - 300% (НБУ)"

Что же касается экономики в целом, то тут одни обещания сменяют другие. Причем как от самого Порошенко, так и от членов его команды. Так президентский ставленник, экс-министр финансов Словакии, глава группы экспертов при Кабмине Иван Миклош заверил накануне, что при условии проведения эффективных реформ украинская экономика сможет расти на 7-9% ежегодно в краткосрочной перспективе и на 5-6% в дальнейшем.

Украинские политологи, которые по команде с Банковой стараются защитить своего президента, акцентируют внимание на том, что улучшение экономической ситуации – прерогатива правительства. И тот факт, что Порошенко после многомесячного противостояния все-таки удалось сместить коллегу по коалиции Яценюка на своего полностью подконтрольного ставленника Гройсмана, добавляют в копилку побед украинского президента. 

При этом нужно отметить, что новое правительство будет вынуждено проводить реформы, под которые МВФ выдает кредиты, однако многие преобразования неоднозначно скажутся на социально-экономическом положении украинцев.

Так, Владимир Олейник убежден, что именно МВФ не позволил украинскому Центробанку сдерживать курс гривны. «Порошенко взял Украину при курсе в 10-12 гривен за доллар, а сейчас курс уже 23-25. Мало того, что жители Украины заметно обеднели, но на этом скачке заработали капиталы спекулянты, которые были осведомлены о позиции ЦБ».

Но в других постсоветских странах, и не только них, наблюдаются аналогичные тенденции, в свою очередь отмечают политологи. В-некоторых странах кризис стал поводом для усиления центробежных сил внутри страны, в других наоборот  - поводом для укрепления вертикали. 

«В три раза рухнула украинская валюта, во столько же раз уменьшилась средняя заработная плата, все социальные выплаты, - говорит Николай Азаров, - Буквально вчера было заявлено чуть ли не о крахе пенсионного фонда Украины. Сокращается экспорт, безработица растет, бизнес задыхается, останавливаются производства.  На самом деле страна теряет экономическую независимость, заказов нет, рынки сбыта утрачены, восстановить их будет невероятно тяжело, да и то после смены власти».

Так что победа Порошенко в многомесячном противостоянии с Яценюком может быть вполне «пирровой». 

Между трех огней

Елена Бондаренко подчеркивает, что речь о потере не только об экономической независимости, но и политической.

«Давайте начнём с основополагающих вещей: это прежде всего государственная независимость, наш суверенитет, который утрачен. Украина живёт под внешним управлением. Более того, в высочайшем менеджменте присутствуют иностранцы, которые не видят в дальнейшем себя в этой стране.  Второй момент, ни для кого не секрет, как осуществляется управление парламентом и кабинетом министров, в парламенте из дипломатической ложи иногда дирижирует голосованием либо сам посол США, либо представители дипломатического корпуса», - отметила Елена Бондаренко.

Возможно в этом вопросе Порошенко действительно попал в ловушку. Многие оппоненты, как уже отмечалось, упрекают его в «предательстве национальных интересов». При этом он, не желая лишаться поддержки радикалов внутри, все чаше идет на усиление противоречий с западом. Парижская и берлинская встреча в нормандском формате – тому свидетельство.

Эксперты отмечают, что в своей предвыборной программе Порошенко не стал говорить об изменении государственной идеологии, в то время как она активно реализуется и вызывает порой недоумение даже у его сторонников. 

19 мая 2016 г. Верховная Рада Украины приняла «Проект постановления о переименовании отдельных населенных пунктов и районов» № 4085 в рамках программы декоммунизации. Переименованию подлежат 22 города.  Возможные переименования вызвали бурную реакцию в обществе - как и кто должен решать, какое название будут носить переименованные города. 

Напомним, что первая волна переименований городов в Украине прошла в начале 90-х годов. Сейчас актуальность этого пункта в политической повестке президента многие ставят под сомнение. 

«Самый большой минус, в том, что страна пошла по пути национализма. Два года назад Порошенко не заикался о том, что будет ярым антикоммунистом, займется переименованием улиц, станет сносит памятники и в стране установился террор по отношению к инакомыслящим», - говорит Азаров. 

Однако не надо забывать, что во всех странах после «цветных революций» наблюдались именно такие тенденции. Ожидать другого сценария на Украине, было бы по меньшей мере наивно. Как и в случае с Грузией понадобиться не меньше десяти лет, чтобы начать «работу над нынешними ошибками декоммунизации».


Безвизовое бездорожье

Ускоренная евроинтеграция – едва ли не самый крупный козырь и достижение Порошенко. Украинские политологи не исключают, что власть намерено продолжает накачивать в СМИ тему безвизового режима с ЕС чтобы показать хоть какой-то результат и отвлечь внимание от других острых социальных проблем. 

Последние социологические исследования свидетельствуют, что украинцы сильнее чем прежде хотят отмены визового режима с Евросоюзом. По данным на февраль этого года, почти 60% украинцев с нетерпением ждут отмены виз в ЕС. Отмечается, что введение безвизового режима с Европейским союзом имеет важное значение для 57% украинцев. Об этом свидетельствуют данные опроса фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова. 

Результатов социологического опроса, проведенного  SocioStream AG,   также зафиксировали рост сторонников безвизового режима. «Опрос показал увеличение количества граждан Украины, которые считают введение безвизового режима с ЕС важным для себя. Если раньше таких было меньше 30%, то сейчас фактически 50% украинцев считают этот вопрос важным», - отметил глава экспертного Совета "Социострим" Александр Медведев. Он также не исключил, что власть намеренно стимулирует заинтересованность населения в безвизовом режиме с ЕС

Перед своим избранием Порошенко обещал: «Я буду делать все, чтобы в течение года-двух Украина выполнила львиную долю обязательств по Соглашению об ассоциации и имела возможность получить перспективу членства в Евросоюзе».

Киев действительно выполнил за два года практически все требования. Однако в ЕС не торопятся открывать границы, так как миграционный кризис диктует новые правила.

В ходе недавнего Совета ЕС в Брюсселе Франция и Германия предложили еще подождать, пока не будет разработан так называемый механизм экстренного приостановления безвизового режима с третьими странами. Этот механизм должен позволить Евросоюзу отменить безвизовый режим в случае наплыва мигрантов из Турции или других стран.

Опасения европейцев понятны. Большинство украинцев надеются, что безвизовый режим позволит им уехать из страны. Об этом свидетельствуют тот соцопрос, недавно проведенный компанией SocioStream AG.  Так, 35% из тех, кто считает безвизовый режим «важным», пояснили, что они смогут поехать на заработки в ЕС, 10% сказали, что переедут на постоянное место жительства в одну из стран ЕС. Как отметил Александр Медведев, результаты этого исследования позволяют сделать вывод о том, что часть украинцев не видят для себя перспектив в Украине в краткосрочном периоде. И это точно не предмет гордости для тех, кто провел несколько месяцев на Майдане, требуя лучшей жизни, и затем проголосовал за Порошенко, который раздавал обещания словно пирожки на Майдане. Лозунг «Жить по-новому», с которым шел Порошенко на президентские выборы теперь звучит двусмысленно. 

Руслан Бортник считает, что главным итогом двухлетней деятельности Порошенко таковы: потерял перспективы избрания на второй срок (хотя может попытаться);  государственные - сумел стать Главным Олигархом с комплексом мессии, но не Главой Государства, не гарантом прав и свобод граждан.

Что же касается проблемы с обещаниями об ускоренном принятии Украины в ЕС, то на них ответили сами европейцы. «В течение ближайшего десятилетия, как минимум, расширение Европейского союза не планируется, однако переговоры с заинтересованными странами будут продолжаться. Об этом сообщил на третьем Восточном форуме в Берлине комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения и политике добрососедства ЕС Йоханнес Хан.

Несмотря на все перечисленные проблемы, на Украине не исключают, что Порошенко все же сможет одержать победу на следующих президентских выборах и уже вовсю готовится к ним. И дело не только в использовании полностью подконтрольного админресурса, но и потому, что часть оппозиции выбита за пределы системы, а часть - выжидает. Новых лиц в украинской политике нет. Главным конкурентом Порошенко  на сегодняшний день остается Юлия Тимошенко рейтинги которой несколько подрастают, но не критично для действующего главы государства. Эксперты сомневаются в ее политических перспективах, хотя и намекают на возможный альянс с мэром Львова Садовым. Предполагается, что такая перегруппировка сил может создать хоть какой-то противовес единовластию Порошенко.

Следующий год президентского срока будет периодом усиления внутриполитического противостояния на Украине. Порошенко также придется искать общий язык с новой администрацией Белого дома. И если президентом США станет Трамп, то сделать это будет очень нелегко. 

Предполагается, что украинский президент сосредоточится на усилении собственной власти.  Эксперты не исключают, что украинскому президенту пригодится так называемая «модель Эрдогана» с резким усилением президентской власти. 

Но хватит ли на это сил у Порошенко? Пока он смог проявить себя больше индивидуальным игроком, нежели командным. А без полноценной команды переход к суперпрезидентской республике вряд ли возможен. В любом случае, новый год каденции украинского президента будет занят поиском новых союзников. 


Автор:
____________

Читайте также:
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".