Статья
2005 21 мая 2024 18:10

Правовые аспекты легитимности Зеленского

После 20 мая легитимность Зеленского на посту президента Украины будет находиться под сомнением, так как нарушаются основополагающие международные принципы проведения демократических выборов, а в законодательстве Украины нет положений, которые позволяли бы Зеленскому оставаться в должности главы государства. Об этом говорится в докладе «Правовые аспекты легитимности пребывания В. А. Зеленского в должности президента Украины после 20 мая 2024 года», подготовленном Российским общественным институтом избирательного права. Ключевые тезисы доклада — в нашем обзоре.

Зеленский может утратить свой пост. По словам авторов доклада, это произойдет в случае соответствующего решения судебного или законодательного органа или международного политического акта. «В конце апреля 2024 г. Верховный суд Украины открыл производство по иску с требованием к Верховной раде назначить президентские выборы в связи с истечением после 20 мая полномочий Зеленского. Результат судебного разбирательства о законности пребывания В.А. Зеленского в должности президента Украины после 20 мая ввиду правовой неопределенности непредсказуем и может быть как „оправдательным“, так и „обвинительным“ — узурпация государственной власти в составе группы лиц (ни действующий президент, ни его фракция „Слуга народа“, имеющая абсолютное большинство в Верховной Раде, не приняли всех исчерпывающих мер к обеспечению избирательных прав и не назначили в установленные сроки выборы президента)».

Запад оказывает давление на Украину и ее народ. «Де-юре после 20 мая Зеленский будет иметь неопределенный статус лица, действующего от имени президента Украины, но при этом может иметь де-факто внутреннюю или внешнюю легитимность, навязанную извне избирателям Украины или международным сообществом (его частью под покровительством США), как это уже происходило с относительно недавно „посаженными на престол“ самопровозглашенными президентами Венесуэлы (Х. Гуайдо) и Белоруссии (С. Тихановская). Но подобная условная легитимность будет достаточно „хрупкой“. В международном праве по аналогии с „непризнанными республиками“ и „легальностью“ глав государств, получивших руководящий пост в обход законодательно установленных процедур, легитимность Зеленского де-факто будет определяться международными акторами. При этом она также может быть поставлена под сомнение в рамках политических договоренностей, а сам Зеленский может быть признан „самопровозглашенным президентом“ в обход установленных требований и норм». 

Ни в Конституции, ни в законодательстве Украины не предусмотрена нынешняя ситуация. «Конституция Украины не предусматривает возможности переноса или отложения выборов президента Украины. Но допускает (в целях реализации принципа „непрерывности государственного управления“) продление полномочий действующего президента только при новоизбранном президенте до момента вступления на пост вновь избранного. В соответствии со ст. 108 Конституции президент Украины исполняет свои полномочия до вступления на пост новоизбранного президента. Основной закон Украины, увязывая окончание полномочий с наличием новоизбранного президента, допускает продление полномочий действующего президента только в случае проведения выборов и определения в установленном порядке результатов волеизъявления — победившего кандидата. Указанное положение направлено на четкое определение момента передачи полномочий от одного главы государства к другому, исключая как ситуацию отсутствия главы государства, так и одновременное осуществление полномочий старым и новым главой государства. При этом срок продления полномочий четко не определен, так как законодательство предусматривает возможность проведения второго тура голосования и повторные выборы. Возложение исполнения обязанностей президента Украины на иное лицо — председателя Верховной рады Украины — предусмотрено ст. 112 Конституции Украины исключительно в случае досрочного прекращения полномочий президента Украины, которое может быть осуществлено в
установленных Конституцией случаях до истечения срока полномочий. Досрочного прекращения полномочий президента Украины в текущей ситуации не происходило».
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".