Статья
826 27 октября 2010 15:07

Продолжение сближения

Лидеры России, Азербайджана и Армении впервые за последние два года приняли совместное заявление гуманитарного характера.

Как сообщил журналистам президент РФ Дмитрий Медведев, в документе стороны договорились «произвести безотлагательно обмен военнопленными и осуществить возвращение тел погибших».

Как отмечается в тексте документа, «урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области».

«С этой целью президенты Азербайджана и Армении договорились в качестве первого шага безотлагательно провести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста», - отмечается в заявлении.

В совместном заявлении также говорится, что стороны будут руководствоваться этими подходами в будущем, исходя из исключительно гуманитарного характера подобных вопросов.

Комментируя это заявление, Дмитрий Медведев подчеркнул, что оно «носит гуманитарный характер, но, тем не менее, является очень важным с учетом различных разногласий, существующих сегодня в отношениях Армении и Азербайджана по вопросу Нагорного Карабаха».

Медведев отметил, что декларация «направлена на укрепление мер доверия».

По словам президента РФ, «это достаточно драматическая, но частная тема, однако она очень важна, потому что стороны уже давно не находятся в прямом открытом противостоянии, но есть проблемы, есть выстрелы, гибнут люди».

«В какой-то момент нужно действительно открыто глядеть на ситуацию, нужны шаги навстречу друг другу. Нужно стараться решать пусть не большие, но очень важные проблемы», - сказал Медведев.

Российский лидер напомнил журналистам, что уже в седьмой раз проводит такое [трехстороннее] мероприятие.

«В целом это непростые встречи. Они проходят в довольно жесткой полемике, иногда с эмоциями.Это не просто и для посредничающей стороны, для Минской группы и для России как для сопредседателя Минской группы», - признал Медведев.

Тем не менее, по его оценке, «эти встречи очень полезные». «Переговоры - это всегда лучше, чем активная фаза конфликта. Кроме того, это не только переговоры, но и движение вперед», - подчеркнул президент РФ.

Дмитрий Медведев рассчитывает, что к саммиту ОБСЕ 1-2 декабря в Астане можно будет выйти на согласованный вариант так называемых базовых принципов нагорно-карабахских урегулирований. Cоответствующее поручение - доработать документ в ближайший месяц - дано главам МИД трех стран.

«Мы проделали определенный путь, и это дает нам основание надеяться - если стороны хорошо поработают в ближайший месяц, а такие поручения мы дадим главам наших внешнеполитических ведомств, то к саммиту ОБСЕ в Казахстане мы могли бы выйти на согласованный вариант базовых принципов урегулирования», - сказал он.

Президент РФ подчеркнул, что согласованные общие принципы урегулирования должны быть положены в основу мирного договора между Арменией и Азербайджаном.

Медведев отметил, что «тема мирного договора и общего урегулирования [нагорно-карабахского конфликта] всегда присутствует на трехсторонних встречах лидеров РФ и Азербайджана с момента проведения первой встречи в ноябре 2008 года в Подмосковье [тогда была подписана так называемая Московская декларация]».

«Россия будет продолжать свои усилия. Мы считаем, что результат может быть достигнут. Это внушает определенный умеренный оптимизм, но основная часть работы, конечно, еще вперед», - заявил Дмитрий Медведев.

В последний раз в таком формате президенты собирались в июне этого года в Санкт-Петербурге. Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова сообщила тогда, что по итогам встречи было «отмечено сближение позиций сторон по ряду спорных положений текста основных принципов урегулирования (так называемые обновленные Мадридские принципы)».

Сам Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что «готов продолжать свои посреднические усилия для урегулирования нагорно-карабахского конфликта и открыт к обсуждению самых сложных вопросов, которые еще остаются в повестке дня». При этом он выражал уверенность в возможности окончательного разрешения этой проблемы в обозримой перспективе.

В свою очередь и Ильхам Алиев, и Серж Саргсян отмечали, что при участии Медведева сделан важный шаг по сближению позиций сторон конфликта.

Тема нагорно-карабхского урегулирования была одной из основных в ходе визита президента РФ в Армению в августе и в Азербайджан в сентябре этого года.

Вместе с тем во время визита в Ереван был подписан договор, предусматривающий продление срока пребывания и расширение ответственности российской военной базы в Гюмри, что вызвало беспокойство азербайджанской стороны.

Во время поездки в Баку Дмитрию Медведеву пришлось объяснить, что в решении по военной базе в Армении «не нужно искать никаких подводных камней». «База существует, чтобы обеспечить мир, порядок, сохранить стабильность в регионе. Никаких иных подводных камней или других соображений не существует», - заявил Медведев.

Он подчеркнул, что в протоколе к договору о пребывании российской военной базы в Армении, подписанном в ходе его недавнего визита в Ереван, «нет ничего принципиально нового». «Для России, которая является кавказской страной, очень важно сохранить стабильность в этом регионе. Мы заинтересованы в том, чтобы здесь был мир и порядок. В этом плане и следует рассматривать решение о пролонгации сроков действия соглашения о пребывании российской военной базы в Армении», - отметил российский лидер.

Комментарии экспертов

Переговоры в трёхстороннем формате с участием президента России ведутся уже достаточно давно, на разных платформах, форумах и саммитах. И это, прежде всего, не способ найти какое-то решение, не выработать некий путь урегулирования этого многолетнего конфликта, а способ иметь возможность актуализации своей позиции каждой из сторон обсуждения. В настоящее время, таков, по сути, единственный способ как-то заявить свою позицию и обозначить некие приоритеты в вопросе по Нагорному Карабаху.

Сейчас ситуация складывается немного не в пользу Азербайджана. Азербайджан и в прошлом году, когда был подписан протокол о нормализации отношений между Арменией и Турцией, выступил весьма категорично, заявив о том, что в случае, если Армения будет предъявлять какие-то территориальные претензии к Азербайджану, то Баку имеет основания начать против нее вооружённые действия. Такая агрессивная позиция продолжает сохраняться на протяжении всего года, и пока какого-то спада напряжённости не наблюдается. Однако тот факт, что главы государств готовы вести переговоры, говорит о том, что пока вероятность военного сценария, к счастью, сводится к нулю.
 
Важно отметить, что процесс нормализации отношений между Арменией и Турцией был сорван, поскольку Турция заявила, что ратифицировать протоколы о нормализации этих отношений ее парламент сможет только в том случае, если Армения вернёт часть территорий Нагорного Карабаха и семь областей Азербайджана. Судя по нынешней армянской позиции, это пока невозможно и не будет реализовано. В данной ситуации и Азербайджан, и сама Армения много потеряли в дипломатическом смысле.
 
Что касается позиции России, то она сводится к функции арбитража. Несмотря на то, что Россия является членом Минской группы ОБСЕ по урегулированию данного конфликта, тем не менее, Россия здесь не сторона, а арбитр. Для России трехсторонний диалог важен с точки зрения поддержания такого статуса, ведь требуется показать наличие у неё миротворческих возможностей, потенциала дипломатии.
 
В практическом смысле, каких-то решений от предстоящей встречи может и не быть. У сторон сейчас слишком уж разные взгляды на развитие ситуации. В том числе, здесь нужно учитывать и позицию Турции, которая претендует на статус весьма серьёзного регионального игрока, но испытывает существенные внутриполитические конфликты и потрясения, что не даёт ей возможность в полной мере реализовать заявленную стратегию нормализации отношений с Арменией. При этом, известно, что Турция – это ключевой союзник США в Малой Азии, поэтому говорить о самостоятельной турецкой позиции не приходится. Её политика ограничена внутриполитическими процессами и конфликтами внутри правящей турецкой элиты.
 
Так что, всем государствам-участникам трехсторонних переговоров необходимо заявить о своей позиции и озвучить проблемные моменты, и, на мой взгляд, эта встреча как раз для того и организована.

Проблема Нагорного Карабаха может быть разрешена, но, как правильно сказал Медведев, в отдалённой перспективе. Мне кажется, что пока обе стороны в конфликте не готовы к самому главному – выходу на глубинный компромисс, которым и должно увенчаться решение этой проблемы.
 
И та, и другая сторона должна пройти свой путь в уступках. Но к уступкам, которые будут рассматриваться в каждой из стран общественностью, населением как поражение, то есть к тому, чтобы очень серьёзно поставить под угрозу свой рейтинг для населения своих стран, мне кажется, пока лидеры той и другой страны не готовы. И в этом проблема.
 
Но при этом сохраняется стремление к диалогу. Кроме естественных вспышек противостояния и провокаций на линии разделения огня нет военных действий, что уже является позитивным результатом. Во-вторых, позитивным и существенно важным для России, учитывая её интересы в Закавказье, является то, что та и другая страна признают Россию и в частности российского президента в качестве главного посредника в этом диалоге.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".