Статья
1383 14 декабря 2010 15:57

Прокуратура попросила Собянина уволить Гаева

Генеральная прокуратура России в ходе проверки выявила грубые нарушения в деятельности Московского метрополитена и поставила вопрос об увольнении с должности руководителя столичного метрополитена Дмитрия Гаева. Оказалось, что Гаев за последние годы незаконно получил от предприятия доход в 112 млн рублей.

«Генеральная прокуратура РФ направила информацию в адрес мэра Москвы Сергея Собянина, в которой поставила вопрос об устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также об увольнении Дмитрия Гаева с должности руководителя ГУП "Московский метрополитен" и взыскании убытков, причиненных предприятию», - говорится в сообщении прокуратуры, передаёт «Интерфакс».

Генпрокуратура отмечает, что Гаев «при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения».

«Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия», - заявила официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

«Используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, он стал патентообладателем и начиная с 1999 г. получил 112 млн руб. от возглавляемого им ГУПа (12 млн руб. первоначально и по 10 млн руб. ежегодно). Более того, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 г. по 22 ноября 2004 г. в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе. После возобновления правовой охраны патента в 2004 г. он информацию о сделке, в совершении которой имелась заинтересованность, до сведения правительства Москвы не довел», - заявила представитель Генпрокуратуры.

По данным Генпрокуратуры, руководство Мосметрополитена заключало договоры, которые негативно влияли на формирование тарифов, а затем компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров.

Кроме того, по информации ведомства, предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников.

«Выявлены нарушения при обеспечении безопасности движения поездов и обслуживании пассажиров, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. За последние два года рост травматизма составил более 12%», - говорится в сообщении.

Отмечается также, что показатели микроклимата в метрополитене по температуре превышают допустимые почти на 50%, а уровни шума в пассажирских салонах - на 30%.

«Не снижается количество падений людей на пути. В 2008 г. допущено 149 подобных случаев, в 2009 г. - 150, а в 2010 г. – 162», - сообщает Генпрокуратура.

«В соответствии с законодательством метрополитен подлежит государственной охране. Однако, игнорируя указанные требования, предприятие заключило договоры об охране объектов с созданным им же ЧОП», - отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

«Госпредприятие до сих пор в установленном законом порядке не оформило право хозяйственного ведения на 71 станцию и 198 перегонов между станциями метрополитена», - заявили в ведомстве. По данным Генпрокуратуры, 34 земельных участка, которые были предоставлены департаментом земельных ресурсов столицы в аренду Мосметрополитену, не поставлены на кадастровый учет, а договоры аренды не зарегистрированы.

«С 2000 года ГУП "Московский метрополитен" ежегодно без согласия столичного правительства заключает договоры на аренду нежилого помещения, а также пользование технологическим каналом связи для обеспечения передачи информации на территории метрополитена», - констатируется в сообщении.

Напомним, 2 ноября текущего года Гаев представил доклад о работе столичной подземки Сергею Собянину. В отчете глава метрополитена сообщал, что необходимо построить 100 километров новых линий метро.

Градоначальник, в свою очередь, предложил  проверить работоспособность метрополитена. Счетная палата также приступила к проверке расходования бюджетных средств, результаты которой станут известны в конце декабря.

Дмитрий Гаев руководит московским метро с 1995 года. С 1990 года он работал первым заместителем начальника метрополитена.

Комментарии экспертов
Естественно все неприятности Гаева связаны с увольнением Лужкова и перетряхиванием всей системы отношений внутри московских элит, которые сложились при Лужкове. Гаев стопроцентно лужковский кадр, поскольку фактически срок его пребывания в системе метро равен лужковскому мэрскому сроку. В 90-м году Гаев пришел в систему метро на пост первого зама московского метрополитена, а с 95-го он возглавляет эту структуру и, соответственно, является таким же олицетворением лужковской эпохи, как и сам Лужков.
 
Черную метку  Гаев получил около месяца назад, когда во время одного из объездов города Собянин неожиданно резко высказался с критикой Гаева, соответственно после этого, судя по всему, и начала работать федеральная контрольная машина. Генпрокуратура как раз осуществляла проверку в том числе и Московского метрополитена в последнее время. 
 
Если говорить о претензиях к Гаеву, то их можно разделить на две составляющие. Первое – это объективные недоработки в системе метро, где от Гаева мало что зависело. Допустим здесь можно говорить о безопасности, о высоком уровне шума в метро. Дело в том, что метро остается единственным видом московского транспорта, на котором держится вся московская система. Если бы не было метро, то не было бы московской офисной экономики. Поэтому здесь от Гаева мало что зависело, от него требовали максимальную быстроту доставки пассажиров и часто это делалось за счет качества. То есть здесь он может выступить стрелочником. 
 
Но среди тех правонарушений, которые были обнародованы Генпрокуратурой, есть достаточно много эпизодов, где Гаев выступает не каким-то крайним, а человеком, который преследовал личную материальную выгоду. Тут можно сказать и об обвинении в присвоении результатов интеллектуальной деятельности, здесь можно сказать и о заключении договора с ЧОПом, который якобы и создан был самим Московским метрополитенов. Кстати не так давно в СМИ появилась информация, что дочь Гаева является совладелицей фирмы, которая фактически монополизировала использование символики метро и так далее. И конечно Гаев, как элемент этот системы, наверняка прибегал к злоупотреблениям, хотя здесь окончательный ответ должен дать суд или сам Гаев, если он признает эти обвинения. 

Вопрос, почему это вскрылось только сейчас, хотя эта коррупционная система формировалась наверняка пятнадцать-двадцать лет – это вопрос очень хороший и его можно адресовать и тем органам, которые вскрыли сейчас злоупотребления в Кущевской, в Гусь-Хрустальном, в ряде других регионов, почему, если это формировалось последние десять-двадцать лет, этим заинтересовались только сейчас. И Московский метрополитен здесь не исключение, а скорее подтверждение правила.  

18 сентября 2023 Анонс  Инаугурация мэра Москвы 18 сентября состоится инаугурация мэра Москвы.  3 августа 2023 Новости  Атаки БПЛА на Москву: эксперты о целях Украины Атаки украинских БПЛА на «Москва-Сити» совершаются не с военной целью, а с целью создать панические настроения в российском обществе, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. Во время стрима, состоявшегося 1 августа, эксперты обсудили атаки беспилотников на Москву, гарантии безопасности Украины со стороны западных стран, отношения России и Турции и региональные выборы в РФ, которые состоятся в сентябре. 31 июля 2023 Новости  Рейтинг реагирования Кандидаты в мэры Москвы по-разному и в разное время отреагировали на атаки беспилотников в столице, которые были совершены в ночь на 30 июля в 3:20 и 4:10. «Актуальные комментарии» собрали их реакции. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".