Статья
3421 11 сентября 2018 14:52

Путин открыл строительство крупнейшего сухого дока в России

Президент России Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда», где принял участие в церемонии закладки танкера типа «Афрамакс» и заливки первого куба бетона в основание крупнейшего сухого дока в России.

Президент также осмотрел транспортно-передаточный док, секции многофункционального судна снабжения и многофункционального докового комплекса, а также обратился к работникам верфи: «У вас будет уникальное предприятие. Док сухой — 500 метров. Такого вообще нет в стране! Да и в мире-то — по пальцам пересчитать, где такие есть. Здесь будут средние и крупные гражданские суда строиться, таких в России еще не строили никогда. Это такой большой, крупный, общенациональный проект, даже не дальневосточный. В этом смысле вам повезло, что вы работаете на таком предприятии», — отметил Путин.

Важность проекта отмечается не только на государственном уровне. По мнению большинства россиян (79%), развитие российского судостроения актуальным для нашей страны, сообщают социологи ВЦИОМ. А 88% наших граждан поддерживают предложение обязать российские компании заказывать строительство судов исключительно на российских верфях. Поэтому «Звезда» выполняет и общественный запрос.

Судоверфь «Звезда» действительно является уникальным проектом стратегического назначения, поэтому особое значение приобретают сроки и качество его реализации. Примечательно, что «Звезда» планирует сдать сухой док уже в 202 году, что на три года раньше заявленного срока.

Новый объект позволит осуществлять строительство большинства типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов, в том числе крупнейшего арктического танкера-газовоза для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ», буровых судов высокого ледового класса, атомных ледоколов «Лидер», сложной морской техники, предназначенной для бурения на шельфе.

Продуктивность «Звезды» отметил и главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин: «За период с сентября 2017 года по настоящее время, — отметил он, — в рамках исполнения инвестиционного проекта СК „Звезда“ заключено 157 строительно-монтажных договоров на общую сумму 46 млрд рублей. На территорию судоверфи доставлен уникальный транспортно-передаточный док „Вымпел“ грузоподъемностью 40 000 тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра».

Сечин также отметил, что в 2019 году будут сданы важнейшие объекты: цех сборки блоков, цех насыщения и модульной сборки, трубообрабатывающий и механомонтажный цехи. С вводом в эксплуатацию цеха сборки блоков мощность верфи возрастёт до 90 000 тонн.

В своем выступлении глава «Роснефти» подчеркнул, что проект способствует расширению партнерских отношений. Так, был подписан корпоративный договор о создании совместного предприятия с компанией Самсунг в области строительства арктических танкеров-челноков. Кроме того, в ноябре 2017 года на территории верфи «ССК Звезда» приступил к строительству завода по изготовлению винто-рулевых колонок. Руководит проектом совместное предприятие «Роснефти» и General Electric — ООО «Завод ВРК Сапфир».

Это позволяет сформировать мощный судостроительный кластер. Консорциум инвесторов, который реализует проект строительства судоверфи, рассчитывает на мультипликативный эффект для российской промышленности и существенные поступления в бюджет, сообщают в компании.

О том, что «Звезда» — это стратегический проект, открывающий новую для страны отрасль, в своем интервью говорил и вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин: «Мы стоим у истоков новой отрасли отечественной промышленности — тяжелого судостроения. Ведь даже в советские времена крупные танкеры, газовозы, сложная морская техника для освоения шельфа — все это закупалось за границей. Да, военные верфи традиционно были на высоте, но гражданское судостроение не дотягивало до общемировых стандартов. В 2015 году мы начинали, фактически, с нуля. Теперь благодаря тому, что на „Звезде“ строятся уникальные спусковые и гидротехнические сооружения мы можем применять метод крупноблочного судостроения и производить принципиально новую линейку судов. Технология крупносекционной сборки позволяет одновременно строить на верфи и спускать на воду несколько судов и объектов морской техники массой до 40 тыс. тонн. Чтобы вы наглядно могли себе представить — это вес четырёх ледоколов „Ленин“», — отметил Шишкин.

Шишкин считает, что проект окажет влияние не только на развитие России, но и континента в целом: «Это — не только будущее энергетической отрасли. Это — будущее континента. Когда в КНР разрабатывалась концепция „Один пояс — один путь“, прежде всего, имелись в виду масштабные панъевразийские инфраструктурные проекты. Так вот, Северный морской путь — ключевая транспортная артерия, связывающая воедино Евразию. Он на восемь тысяч километров короче южной морской трасы, и, если нам удастся создать современную линейку кораблей ледового типа, обеспечить круглогодичную навигацию благодаря мощному ледокольному флоту, все козыри будут у нас в руках. По мнению экспертов, в ближайшие годы объём перевозок по СМП увеличится в несколько раз. А это означает колоссальные поступления в госбюджет. К тому же, когда мы создадим модель ледокола, который будет обладать достаточной скоростью проходки, чтобы обеспечить экономическую эффективность северного транспортного маршрута, — это будет новое слово в судостроении», — считает Шишкин.

По его мнению, в ближайшем будущем мы сможем навязать конкуренцию в этой области признанным лидерам: «хотя Южная Корея и вкладывает немалые средства в развитие собственных научных разработок, эффект от этого не такой значительный. У нас же есть сильная инженерная школа с многолетней историей и богатыми традициями. В советское время основным ее заказчиком был ВПК, однако сегодня наработанный опыт может стать одним из наших ключевых конкурентных преимуществ в гражданском судостроении. На „Звезде“ планируется полный производственный цикл, начиная с проектирования судов и заканчивая спуском на воду, что позволит заказчикам сократить и сроки реализации проектов, и их стоимость», — считает вице-президент «Роснефти».

Несмотря на то, что Южная Корея является признанным лидером рынка, по словам Шишкина, «Звезда» не будет слепо копировать их опыт.

Важность проекта для экономики и промышленности России отмечается и экспертами. «Когда создается крупное предприятие, на котором работает множество высокопрофессиональных рабочих, в регионе развивается инфраструктура: открываются школы, кафе. А это — тоже дополнительные рабочие места. Поэтому, конечно, проект по строительству „Звезды“ на Дальнем Востоке можно только приветствовать.

Создание инновационного кластера — это не только развитие региона, это — развитие всей российской экономики. Ведь реализация такого масштабного проекта повлечёт за собой развитие смежных отраслей», — отметил заведующий кафедрой экономики судостроительной промышленности Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, д.э.н., профессор Алексей Абрамов.

С ним согласен и директор Научно-исследовательского центра судостроения Калининградского государственного технического университета Денис Злыгостев, который отметил, что во многих странах судостроение становится мощным драйвером прогресса: «Создание „Звезды“, безусловно, будет способствовать развитию региона. Мало того: в ряде стран именно судостроение является „локомотивом экономики“. Потому что от этой отрасли зависит развитие смежных отраслей, начиная от добычи полезных ископаемых, производства стали и других металлов и заканчивая компьютерными технологиями. Потому что самое сложное инженерное сооружение в мире — это корабль, причем корабль надводный, а не космический, как ни странно это звучит. Так что строительство „Звезды“ скажется как на развитии региона, так и экономики в целом», — считает эксперт.

Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев отмечает не только экономический эффект, но и влияние на научную сферу: «„Звезда“ — это не только верфь, это — научно-производственный комплекс, который будет заниматься не только строительством судов, но и технологическими разработками, проектной деятельностью. Почему выбрана „Звезда“? Потому что рядом находится военная верфь „Звезда“; значит, есть большой кадровый потенциал, возможность обучать людей — на военной верфи ведь проходят обслуживание и строятся атомные подводные лодки», — считает эксперт.

Эксперт также отметил, что от успеха «Звезды» зависит важнейшее направление — освоение Арктики: «Вообще проект развития Арктики в целом — это проект не региональный и даже не общеройсский, а глобальный: в нем очевидно будут участвовать и компании из других стран, в том числе Южной Кореи и Китая», — сказал Танкаев.

«Исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи при загрузке на уровне 80%, производственная программа „Звезды“ до 2035 г. насчитывает 178 единиц судов и объектов морской техники различных типов», — отметил вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин.

Сумма налоговых отчислений только по резиденту ССК «Звезда» в бюджеты всех уровней за 20 лет составит более 300 млрд рублей.

7 декабря 2020 Новость  В ожидании «Валентина Пикуля»: на ССК «Звезда» заложили танкер усиленного ледового класса На судостроительном комплексе «Звезда» состоялась закладка первого танкера-челнока усиленного ледового класса ARC6 дедвейтом 69 000 тонн. Новому судну присвоено имя «Валентин Пикуль» — в честь советского писателя, автора многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. 9 ноября 2020 Новость
На экологически чистом топливе: ССК «Звезда» начал строить второй танкер-продуктовоз типа MR
 На экологически чистом топливе: ССК «Звезда» начал строить второй танкер-продуктовоз типа MR Судостроительный комплекс «Звезда» приступил к строительству второго танкера-продуктовоза типа MR. Резка первых деталей корпуса будущего судна идет с сентября этого года в блоке корпусных производств. Работа выполняется на новом высокотехнологичном газо-плазменном станке, задача которого — расширить действующие мощности основного цеха верфи. 
15 июля 2020 Новости
Первый в России водонепроницаемый затвор установлен на верфи «Звезда»
 Первый в России водонепроницаемый затвор установлен на верфи «Звезда» На крупнейшем в мире сухом доке верфи «Звезда» прошла первая в современной истории России установка батопорта (водонепроницаемого затвора). Плавучая конструкция высотой 12 и длиной 114 метров теперь отделяет от акватории камеру дока, дно которой расположено ниже отметки воды.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".