Путин принял участие в открытии дамбы в Петербурге
В Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония открытия комплекса защитных сооружений (КЗС) города от наводнений.
В церемонии принял участие премьер-министр РФ Владимир Путин, прибывший в Санкт-Петербург с рабочей поездкой.
Владимир Путин заявил на открытии: «В результате завершения (дамбы) город получит не только систему защиты от своей извечной беды – от наводнений, но и улучшение экологической ситуации, потому что по дамбе пройдёт оставшаяся часть Кольцевой дороги. Поэтому это событие важно не только для петербуржцев, но и для всех граждан нашей страны, которые любят Северную столицу, любят этот уникальный музей под открытым небом».
Главе правительства показали центр управления комплексом, в котором диспетчеры наблюдают за работой системы. Как оказалось, за экологическим состоянием вокруг КЗС призваны следить более 30 очистных систем: ни одна капля воды с крыш сооружений, дорог и других объектов КЗС не попадает в воды залива.
Затем Владимир Путин поднялся на смотровую площадку, где ему продемонстрировали работу затворных механизмов. Только один затвор весит 3 тыс. т, а вместе с рамой и шарниром общий вес этого узла достигает 5 тыс. т. Основное предназначение затворов, установленных на дамбе, – предотвращение наводнения: смыкаясь, эти своеобразные ворота перекрывают доступ воды к городу.
Посмотрев на работу затворов, Премьер заметил: «Достойно Петербурга. Грандиозное сооружение. Есть в этом технологическая красота».
Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений - уникальное многофункциональное гидротехническое сооружение, не имеющее аналогов в мире. Оно позволит обеспечить защиту города от подъема воды до 5 метров.
КСЗ расположен в акватории Невской губы Финского залива в створе поселка Горская, острова Котлин и города Ломоносов. Сооружения предназначены для защиты жизни и здоровья населения, стратегических объектов и инфраструктуры Санкт-Петербурга в случае катастрофического невского наводнения.
Строительство КЗС было начато в 1979 году, однако в 90-х годах прошлого века оно было приостановлено и возобновлено только в 2005 году - тогда начался основной этап завершения строительства комплекса.
В состав КЗС входят несколько объектов: два судопропускных сооружения с подходными каналами, подъемным мостом и тоннелем, часть водопропускных сооружений с мостами и гидротехническими затворами, 11 защитных дамб с автомобильной дорогой, пешеходными переходами, а также системой предупреждения об угрозе наводнений и пожарное депо.
Общий объем финансирования завершения строительства комплекса составил 109 млрд рублей, передаёт «Интерфакс».
Увеличение вероятности угрозы катастрофического наводнения в Петербурге подтверждается тем, что повторяемость наводнений в последнее время значительно увеличилась: 25% всех таких катаклизмов из более чем 300-летнего ряда наблюдений приходятся на последние 15 лет. Повторяемость наводнений с уровнем выше 250 см выросло за последние 25 лет в пять раз. По статистике в Санкт-Петербурге в год происходит в среднем до 100 подъемов воды, из них с подтоплением территории города (уровень выше 160 см) - от 1 до 10.
Под судоходным каналом сооружения проходит автодорожных тоннель. Ввод в эксплуатацию этого тоннеля и шестиполосной автодороги Горская - Котлин - Бронка позволит полностью замкнуть кольцевую автодорогу и существенно улучшить транспортную обстановку в северной столице.
Расчетная интенсивность движения автомобилей в соответствии с проектной документацией - до 30 тысяч единиц в сутки, в том числе более 5 тысяч большегрузных тягачей.
Что касается наводнений, то самым значительным и разрушительным наводнением за всю историю российского Санкт-Петербургa стало Петербургское наводнение 1824 года. До этого крупнейшим было наводнение 1691 года.