Статья
920 7 октября 2016 18:58

Расширяя пространство доверия

В пятницу, 7 октября Украина и ДНР совершили синхронный отвод войск в районе села Петровского в Донецкой области. Противоборствующие стороны отошли от линии соприкосновения на расстояние в 1 километр каждая. Территорию покинули как личный состав, так и все вооружения. Раннее 1 октября разведение сил состоялось в районе села Золотое, Луганской области. На 9 октября запланирован отвод войск в районе Станицы Луганской, Луганской области.

Разведение участников конфликта в Петровском успешно завершилось после прошедших 5 октября в Москве переговоров помощника президента России Владислава Суркова и помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Виктории Нуланд и заседания Контактной группы в Минске 5 октября. После фактического срыва Рамочного соглашения о разведении сил и средств от 21 сентября в двух пунктах из трех Запад оказывал серьезное давление на Киев, чтобы как можно быстрее выполнить соглашение и провести отвод в Петровском и в Станице Луганской.

В текущей расстановке сил в минском процессе реализация Рамочного соглашения начала рассматриваться Парижем и Берлином и примкнувшим к ним Вашингтоном как инструмент для «вскрытия» глубокого затора в имплементации Минских соглашений. Запад рассматривают разведение войск как отправной пункт для перехода к обсуждению повестки саммита «нормандской четверки», согласие на проведение которого он пытается добиться от Кремля. По замыслу европейских и американских дипломатов, успех соглашения должен убедить руководства России и Украины достичь компромисса по поводу политических пунктов минских договоренностей – особого статуса, выборов и амнистии. 

Западные дипломаты видят в соглашении о разведении войск два аспекта. Во-первых, оно значительно расширяет пространство доверия между конфликтующими сторонами и в рамках «нормандской четверки» в целом. Во-вторых, его выполнение покажет, что дипломатия в отношениях с Россией продолжает работать и может вести к позитивным результатам, что, в свою очередь, выходит уже далеко за пределы конфликта в Донбассе 

Определенные три участка для отвода сил и средств действительно не имеют никакого военно-стратегического значения ни для Украины, ни для республик. По итогам разведения стороны сохраняют полный контроль над всеми населенными пунктами. Однако в соглашении сам процесс и безостановочность его выполнения важнее, чем его содержание.

Смысл соглашения не только в том, чтобы исключить применения стрелкового и тяжелого вооружений в данных секторах. А по заявлению представителя Украины в Контактной группе Евгения Марчука, за почти месяц работы над участками по разведению у Золотого и Петровского здесь не погиб и не был ранен ни один украинский военнослужащий. Важен сам факт того, что в истории минских переговоров появляется «история успеха», которая получит, как надеются, дальнейшее продолжение.

Идеальный сценарий выглядит следующим образом. В процессе имплементации соглашения Украина и ДНР-ЛНР вступают в позитивные взаимодействия, берут на себя конкретные обязательства и выполняют их под строгим международным контролем. В результате между ними растет доверие другу к другу, которое, как считается, является главным препятствием для выполнения всего Минска-2. Далее этот позитивный опыт распространяется на другие проблемы в переговорах и позволяет сдвинуть их решение с места. То есть выполнение Рамочного соглашения в сфере безопасности используется как фундамент, на котором будет построено выполнение других обязательств, в том числе в политической, гуманитарной и социально-экономической сферах.

Германии, Франции и США важно, чтобы разведение войск в трех пунктах в Донбассе успешно завершилось до 19 октября, когда президент России Владимир Путин посетит Париж для переговоров с французским президентом Франсуа Олландом.

Как рассчитывают западные дипломаты, выполнение и соблюдение Рамочного соглашения позволят Меркель и Олланду снять опасения Киева и убедить его в том, что нормализация ситуации в сфере безопасности возможна, а значит, Порошенко следует переходить к выполнению политической части, чтобы еще больше расширить пространство доверия с Москвой и с Донецком и Луганском. Россия это также должно показать, что Украина в состоянии держать свое слово.

Однако нужно помнить, что для Запада проблемой номер один сейчас является не мир в Донбассе, а прежде всего кризис в Сирии, который, как ожидается, станет главной темой в повестке встречи Путина и Олланда. Провал переговоров в Сирии поставил отношения между Россией и Западом на грань прямого или опосредованного военного конфликта. Обе стороны вынуждены констатировать, что дипломатические усилия пока полностью провалились. Вашингтон и Брюссель ищут варианты для разрядки (что не означает того, что они одновременно не прорабатывают силовых сценариев в случае их краха). В этом смысле позитивное развитие переговоров по урегулированию в Донбассе расширило бы пространство доверие уже между Россией и Западом, вернуло бы дипломатию на первое место и могло бы быть использовано как основа для возобновления диалога и по сирийскому кризису.

Российское руководство всегда публично настаивало на том, что готово к диалогу с Западом как по Донбассу, так и по Сирии. Тем не менее в Москве, что касается конфликта на востоке Украины, также неоднократно подчеркивали, что ждут от президента Порошенко реальных шагов в политической части Минских соглашений. Без этого Россия не захочет участвовать в новом саммите с украинским президентом и расчет Запада на быстрый прорыв окажется тщетным. Другим словами, Рамочное соглашение само по себе не сработает, от Киева ждут подтверждения готовности к политическому компромиссу, причем не на словах, а на делах. Только в таком случае, с точки зрения Москвы, можно будет говорить о преодолении вакуума доверия.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции    

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".