Разговор с Дмитрием Медведевым
Вопросам развития образования посвящен разговор с президентом РФ Дмитрием Медведевым, который телезрители увидели в эфире телеканала "Россия" в воскресенье в 20:00.
В ходе этого разговора президент говорил о том, что в преддверии начала нового учебного года волнует всех - и преподавателей, и школьников, и студентов, и их родителей. Речь шла о развитии и среднего, и высшего образования в стране.
Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что российская система образования в настоящее время находится в переходном состоянии."Мы уже не в столь сложной ситуации, какой она была, допустим в 90-е гг., когда наши преподаватели не получали практически никаких денег. Но, с другой стороны, мы еще пока не сделали качественного рывка", - заявил Д.Медведев в разговоре с ведущим программы "Вести недели" Евгением Ревенко.
Он отметил, что за последнее время удалось наладить приличное финансирование системы образования."Сейчас у нас в образовательной системе в год тратится порядка триллиона 800 миллиардов. Это все источники, которые расходуются на систему образования", - отметил президент.
Он пояснил, что "это консолидированные расходы на систему образования". "Это, конечно, беспрецедентная сумма, если сравнивать такого рода расходы с ситуацией в 90-е гг. Это не значит, что мы закрыли все вопросы. Но в любом случае в системе образования есть деньги, и есть желание эти деньги правильным образом расходовать", - сказал Д.Медведев.
Поэтому, повторил он, "мы находимся в такой промежуточной фазе, мы уже не на самом дне, но нам еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы создать современную систему образования.
Говоря о проблемах высшей школы, Д.Медведев обратил внимание на то, что "далеко не во всех высших учебных заведениях одинаковое качество образования". В связи с этим он высказал мнение, что нельзя ситуацию напрягать и форсировать, искусственным образом ликвидировать, допустим, учебные заведения, которые не вполне готовы к тому, чтобы давать образование, но какая-то реорганизация должна происходить".
Как пояснил Д.Медведев, "естественным путем слабые учебные заведения должны присоединяться к сильным учебным заведениям, и это, в общем, нормальный, абсолютно позитивный процесс". Кстати, добавил он, "мы использовали такого рода прием и при создании новых образовательных центров, когда к более сильным университетам присоединялись вузы, где, может быть, более сложная ситуация".
Президент РФ Дмитрий Медведев считает необходимым рассмотреть вопрос о предельном количестве высших учебных заведений, в которые абитуриент может подавать заявления о поступлении. "Я дам поручение нашему министерству образования определить, может быть, предельное количество высших учебных заведений, куда можно подавать заявления, будет это пять или десять, но вот просто, чтобы здесь какой-то барьер присутствовал", - сказал Д.Медведев. По его мнению, подача абитуриентами заявлений сразу в десятки вызов связана, в частности, с издержками введения ЕГЭ.
"Вы знаете, это, конечно, издержки. Во-первых, люди не очень верили, что в университет можно поступить без экзаменов, вступительных экзаменов, только на основе ЕГЭ, потому что подспудно сидело ощущение, что в какой-то момент государство примет другое решение и заставит сдавать экзамены. Это первое. И второе, действительно было желание обежать все и вся. Я думаю, что здесь можно поставить аккуратный барьер", - сказал Д.Медведев.
Касаясь реализации в России системы ЕГЭ, президент сказал: "Как бы ни критиковали нынешнюю систему Единого госэкзамена, она не идеальна, она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в совершенствовании, но все-таки эта система направлена против коррупции; она делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение".
Д.Медведев также отметил, что система ЕГЭ "конечно будет корректироваться", но, по его мнению, она уже показала свои плюсы."Я считаю, что эта система показала свои лучшие черты. И если мы обратимся к такой упрямой вещи, как статистика, хотя в нее не все верят, тем не менее, у нас практически все абитуриенты, кто поступал в высшие учебные заведения, считают эту системой хорошей и справедливой, и 70% их родителей. Это не мало", - сказал он.
Дмитрий Медведев высказался также об оценках истории в преддверии важной даты - 70-летия начала второй мировой войны, которая приходится на 1 сентября текущего года.
Передача с участием президента была задумана как 15-20-минутное общение главы государства с журналистом одного из ведущих российских телеканалов - Первого, "России" и НТВ. Инициатором такой формы общения выступил сам президент. Первая программа вышла в эфир 15 февраля.
За последние десять лет мы превратились в страну со всеобщим высшим образованием. Но нельзя сказать, что этот результат во всем был хорош. За это время мы потеряли в качестве образования. Появились проблемы и со средним специальным образованием. Есть перекосы в подготовке различных специалистов.
И рынок, и бизнес не сформировали четких сигналов, какие специалисты нужны. Так, например, высококлассные инженеры, были вынуждены работать не по специальности.
Таким образом, можно говорить, что государство на какое-то время упустило из вида систему среднего профессионального образования, не выдвинуло вовремя четких требований.
В целом мы занимались проеданием советского наследия, а сейчас нужно вырастить новое поколение квалифицированных кадров, потому что без этого невозможны ни внедрение новых технологий и инноваций, ни осуществление широкой модернизации в стране.
ЕГЭ сдан, и сдан отвратительно (не по результатам, которые, «нарисовали», и многие даже знают, за сколько именно, а по общему ощущению тупика), учителя России, собравшиеся на Первом всероссийском педагогическом форуме, обратились к президенту и премьеру с просьбой признать ошибочность единого госэкзамена и начать над ошибками работать. Просьба называется «резолюция», но от этого не легче: ни премьер, ни президент, ни Минобр на бумагу никак не отреагировали.
Стоит понимать это молчание так, что ЕГЭ будет продолжен: никаких разумных альтернатив экзамену пока не существует.
Очень похожая тенденция прослеживается и в пост-евсюковских трепетаниях верхушки МВД: устроить показательные чистки и провести «работу над ошибками», кажется, и необходимо, но воли на эти не самые решительные шаги нет ни у кого. МВД, кстати, выглядит получше ведомства Фурсенко: милицейские чиновники, в отличие от образовательных, хотя бы на словах ошибки признают. Минобр же тараторит о ЕГЭ, как попугай, вообще отметая любые аргументы.
Здесь стоит задуматься над тем, что если реформы не будут реализованы (а они пока даже не обозначены), страну ожидает долгая эпоха медленного хирургического удаления государства из самых важных сфер: внутренней безопасности и образования.
МВД и Минобр могут и дальше с криками биться головой о кирпичную кладку, изображая «поступательное движение вперед». Это уже, честно говоря, мало кому интересно. После ЕГЭ и после Евсюкова понятно, что проще всего, оставить этих чиновников в покое и начать, если невозможно им противостоять, выстраивать альтернативную реальность, где им не будет места.
Самообороне граждан от бандитов и милиции мешает только отсутствие легального оружия. Самообороне людей от системы образования, главной целью которой является превращение детей в послушных дебилов, умеющих «писать контрольные» и платить взятки, не мешает ничего. Школа типологически может быть воссоздана почти с нуля и совершенно без чиновников Минобра. Ровно так же подчиняющаяся гражданам городская полиция может быть воссоздана без соратников майора Евсюкова по борьбе с населением.
Ситуация с образованием столь вопиюща, что теоретически любая альтернативная система обречена на успех: и родители, и учителя, и работодатели бесконечно устали от министерского бессилия и повальной коррупции чиновников всех уровней. Любая школа, где родители будут честно (а не из-под полы по «серым» схемам, как это везде происходит сегодня) платить за обучение фиксированную сумму, а учителя будут плевать на «оценки» и заботиться о том, чтобы ученик хоть что-то знал, будет с радостью принята и вузами, и работодателями. Школа, в которой не будет сегодняшней «троечной» уравниловки, школа, откуда тех, кто не учится, не успевает усваивать материал или не хочет «напрягаться», можно будет выставить за дверь, на завтра же станет культовой.
Нужно всего лишь попробовать на фоне «фурсенковской» школы троечников с липовыми ЕГЭ сделать школу отличников – и все станет на свои места. Минобровские «инновации» пусть распространяются не на все школы, а лишь на подведомственные, куда можно будет отправлять всех тех, кому не по силам выучиться по-человечески.
Любому нормальному ВУЗу и внятному работодателю нужен не «диплом», давно равный справке из ЖЭКа и не результаты ЕГЭ, которые к этой справке стремительно приближаются: нужны им думающие и умеющие работать люди, а не натасканные на решение кроссвордов неучи.
Это разделение – естественное на самом деле и вполне объяснимое: все не могут учиться одинаково, а современная школа в принципе утратила возможность элементарной селекции – позволит если не сделать образование лучше, то хотя бы сохранить его в нынешнем – весьма плачевном – виде, предотвратив полное уничтожение средней школы. Именно этим и стоило бы заняться учителям, которые пока еще издали похожи на единое сообщество, вместо писем к начальству.