Речь Путина на Давосском форуме – заявка на глобальные инициативы
политологГлеб КузнецовРечь современного левого политика. Не лево-центриста из Партии «Нирыбанимясо», а именно современного левого, чья политическая философия базируется на Наоми Кляйн, Томасе Пикетти, Давиде Грэбере и прочих авторов этого круга.
Тезисы речи полностью закрывают проблематику «новых левых»:
— Главная проблема: растущее неравенство, которое основывается на неверных принципах конструирования экономического роста («рост на основе частного долга»);
— неравенство перестало быть проблемой третьего мира и развивающихся стран — а пришло в страны Золотого миллиарда;
— кризис модели экономического роста порождает популизм и радикализм, что в свою очередь ведет к «хрупкости» мира в социально-политическом смысле;
— деградируют международные институты и система глобальной безопасности, это ведет не только к увеличению числа региональных конфликтов, но и к общей непредсказуемости ситуации;
— единственным бенефициаром ситуации становятся крупные наднациональные корпорации, принадлежащие к евро-американскому миру, однако это никак в положительном смысле не влияет на жизнь в Европе и Америке, там тоже все больше и больше бедности и социального расслоения;
— все больше и больше людей оказываются глобально невостребованными (не в смысле сегодня безработными, а именно принципиально невостребованными современным миром) и их число увеличилось из-за пандемии кратно;
— ресурс роста за счет старых инструментов — «количественного смягчения» и частного долга при маленьких налогах на прибыль корпораций — исчерпан, потому что в том числе основная проблема экономики — это люди, беднеющие и невостребованные;
— вмешательство государства на стороне «людей» против «корпораций» — это единственно что может спасти человечество в целом и средний класс в «цивилизованном мире» в частности;
— особую угрозу человечеству представляют глобальные цифровые гиганты. «С точки зрения самих компаний их монопольное положение оптимально для организации технологических и бизнес-процессов. Может быть, это так, но у общества возникает вопрос: насколько такой монополизм соответствует именно общественным интересам? Где грань между успешным глобальным бизнесом, востребованными услугами и сервисами, консолидацией больших данных и попытками грубо, по своему усмотрению управлять обществом, подменять легитимные демократические институты, по сути, узурпировать или ограничивать естественное право человека самому решать, как жить, что выбирать, какую позицию свободно высказывать?»
— решение — за государством, за бюджетными стимулами, а «ключевую роль будут играть государственные бюджеты и центральные банки»;
— ну, и четыре приоритета развития для человека, они же «гарантии» для него от правильного государства будущего: — жилье\среда жизни; — работа\доход; — доступ к медпомощи;
— доступ к образованию. Именно в такой последовательности;
— международная солидарность. Решение кризисов «военно-политических, но и не только их. Международное сотрудничество не должно и не может сводится к урегулированию «военных» ситуаций. Кризис пандемический, кризис климатический, кризис беженцев («гуманитарный) не могут быть решены без совместной работы всех значимых стран прежде всего над устранением неравенства, над «выравниванием» показателей социально-экономического развития.
Из традиционного консервативного — единственное упоминание, что нашей базовой ценностью является семья и несколько интервенций в детальное описание роли России в урегулирование военных конфликтов. Остальное остро актуальная левая, повторюсь, повестка. Критика либерального глобализма не из позиции — «а мы туточки не согласные» и «оставьте нас в покое», а из позиции глобализма людей и их потребностей. Враг — не глобализация как таковая (она как раз друг — потому что только вместе человечество способно решать проблемы), а бенефициары нынешней модели глобализации — транснациональные корпорации с акцентом на «держателей цифровых платформ».
Очень последовательно, по всем основным «болевым» пунктам повестки и на серьезной теоретической базе. Удивительная речь и очевидная заявка на именно глобальные инициативы в области всех видов «солидарностей» в новом посткоронавирусном мире, воспринимаемом как окно возможностей.