Комментарий
3973 5 октября 2023 18:24

Роль педагога в современной системе образования растет

Любовь Глебова сенатор РФЛюбовь Глебова

Любовь Глебова
сенатор РФЛюбовь Глебова
В последнее время внимание к вопросам образования и воспитания усиливается, особенно учитывая введённые требования к воспитательным результатам. Это большой комплекс действий, которые реализуются на государственном уровне. 

Не случайно, что впервые в истории нашей государственности за 30 лет Конституция РФ зафиксировала, какого человека мы назовём гражданином нашей страны. В рамках образовательного и воспитательного пространства, в рамках разных видов просветительской деятельности также появилась задача, которая определит, кого мы с большой буквы называем Педагогом.

Сегодня у нас слово педагог — это уже не только тот человек, который выходит в классе к доске и несёт ребятам ту информацию, которую больше никогда никто ниоткуда не получит. У него другая миссия. 

Самый главный вызов для сегодняшней педагогической системы — это время и скорость необходимых изменений. С учетом того, что образовательная система относится к консервативным системам, изменения внутри нее происходят очень медленно, потому что требуется их осмыслить, проанализировать, апробировать — и только потом уже пускать в массовое производство. Слишком большая ответственность за то, что мы сделаем инструментом для образования наших детей. 

Цифровая среда дала нам другое представление о скорости изменений, а традиционно учитель для нас — это тот, кто сеет самое доброе, вечное, интересное. Это тот человек, который несёт информацию. А сегодня источников информации у детей значительно больше, чем один учитель. А мы сложно и медленно меняем представление о том, о той миссии, которая есть у учителя.

Мы всё ждём, как он будет конкурировать с информационной средой в части подачи материала ученикам, и пытаемся иногда оценивать его с точки зрения того, насколько глубоко и насколько обширно он знает свой предмет. 

Учитель — это своего рода навигатор. Он должен помочь человеку, который сидит за партой, разобраться со всем потоком информации, сориентировать его в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Важно то, что воспитательная функция не просто появилась в деятельности педагога, а стала превалирующей, поэтому сегодня мы хоть и называем учителя учителем, но имеем в виду Педагога с большой буквы.

Государственная политика даёт много дополнительных инструментов педагогу. Только за последние 2-3 года сформировалась большая система государственного детского движения. Сегодня идет формирование нормативно-правового регулирования взаимоотношений школьного и детского коллективов, сообщества взрослых и детей в детской организации и воспитательного процесса в школьной организации. 

В последнее время в экспертных дискуссиях всё больше говорится о результатах мировоззренческих, о наличии или отсутствии духовно-нравственных оснований у человека. Как в научной, так и в методической среде все больше обсуждаются результаты, которые делают человека человеком. А вот на второй план уходят уже вопросы, связанные с только лишь профессиональным ростом человека, только лишь его личными результатами и достижениями.

Ключевое же в отношении сегодняшнего представления об учителе — то, что это самый главный навигатор в жизни ребёнка. И мы сегодня должны предоставить педагогу как можно больше возможностей, которые он сможет использовать для того, чтобы получить результаты, которые мы сегодня на него возлагаем.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".