Комментарий
3002
26 ноября 2009 0:00
Роман № 3
литературный критикВиктор ТопоровНебольшая семейная сага Романа Сенчина «Елтышевы» претендует на Русский Букер. Премиальный расклад таков: если одну из трех наград премии «Большая книга», присуждаемой на неделю раньше, получит Александр Терехов за «Каменный мост» или Леонид Юзефович за «Журавлей и карликов», то Букера дадут Юзефовичу или Терехову соответственно. Если же в «большой тройке» Большой книги окажутся и Терехов, и Юзефович или не будет ни того, ни другого, то Букер отойдет Сенчину. Потому что при всей разноречивости критики «Елтышевы» едва ли не повсеместно признаны в заканчивающемся году романом №3 (вслед за «Мостом» и «Журавлями»).
«Елтышевы», как сказано, семейная сага. В духе Максима Горького. Потому что показаны в этой саге не становление и расцвет рода, а его распад и гибель. Ближайшая параллель к «Елтышевым» – прилепинский «Санькя» (которого, помнится, сравнивали с горьковской «Матерью»): младший из братьев Елтышевых, не убей его сельчане, вполне мог бы стать новым Санькой, только уже не с милицейским, а с тюремным опытом. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, как единственная альтернатива духу времени – еще более бессмысленного и куда более беспощадного.
Сказать, что Сенчин сгущает краски, значит, не сказать ничего. В советское время такого писателя непременно обвинили бы в очернении действительности, иначе говоря, в очернительстве. Причем обвинили бы далеко не безосновательно. Скажем, не могут милиционера с семьей, прослужившего тридцать лет, выгнать из ведомственной квартиры (в 2003 году!) – он ее уже лет двадцать как получил в бессрочное пользование, а лет десять как и приватизировал. Никто (кроме Елтышева-старшего) не заплатил бы соседу живых (и немалых для себя) денег за «стулья», которые должны прибыть только «вечером». Ни в одном населенном пункте седьмой части суши не стали бы раз за разом «обносить» нищую избу бутлегера – отставного капитана милиции и, по всеобщему убеждению (вполне справедливому), серийного убийцы. Не говоря уж о том, что «нищая изба бутлегера», – это какая-то дикость… И так далее.
При соцреализме то ли учили, то ли шутили: если рисуешь черную корову, то на боку у нее обязательно должно быть светлое пятно. Отсутствие «светлых пятен» в романе «Елтышевы» воспринимается как изъян, даже если это сознательный авторский замысел. Даже «у последней черты», в деревне, у Елтышевых всё то и дело чуть было не налаживается – и только в последний момент каждый раз срывается. Однако то, как срывается, Сенчин тщательно расписывает, а то, как едва не налаживается, – написать не может или не хочет. Да и сами Елтышевы не внушают симпатии; как, впрочем, и все остальные персонажи романа. Умер, как говорится, Максим, да и … с ним.
В советское время писателя непременно обвинили бы в очернительстве одни (представители литературного официоза) и воровато поддержали другие (из тогдашнего либерального лагеря). Как поддерживали они Василия Белова, Федора Абрамова и других беспросветно мрачных деревенщиков. Как поддерживали они Людмилу Петрушевскую с ее не подлежащим обжалованию приговором: «Время – ночь!».
Сенчина поддерживают сегодня в обоих станах, хотя и не все. Для одних «Елтышевы» – обвинительный вердикт «преступному режиму» (как будто в иное время судьба такой семьи сложилась бы по-другому) и, опосредованно, всему русскому народу. Для других – глас вопиющего в пустыне о том, что русский народ гибнет – и его необходимо срочно спасать. Но как спасти этих вот Елтышевых? Писатель не дает ответа (не дает и намека) и, похоже, не знает его.
Старший сын Елтышевых – парень физически сильный и нельзя сказать, чтобы умственно отсталый, но какой-то, пишет Сенчин, «недоделанный». Точно то же самое можно сказать и о самих «Елтышевых» – сильный роман, но какой-то недоделанный. Как художественное свидетельство он, пожалуй, все же не работает (слишком сгущены краски), а вот как художественное предупреждение срабатывает вполне.
Предупреждение, но о чем?
Всего одна подсказка: так или примерно так писали о своих потрясенных крушением империи соотечественниках немецкие «почвенники» в Веймарской республике. Ганс Фаллада, например. Развернутые названия его романов – «Маленький человек, что же дальше?», «Кто однажды изведал тюремной похлебки», «Каждый умирает в одиночку» – вполне подошли бы и книге Сенчина, причем любое из них. Но и просто «Елтышевы» звучит, согласитесь, довольно грозно.
23 марта 2019
Колонки
Покажите Дёме самовар
Елена Кондратьева-Сальгеро о гламурном
снобизме, презирающем собственную историю.
12 марта 2019
Колонки
Революция делается легко!
Сто лет назад увидела свет знаменитая книга
Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
19 июля 2018
Колонки
Эта местность мне знакома как окраина Китая
Андрей Шухов о литературных впечатлениях
от книги Петра Гуляра, китайского чиновника из Петербурга