Российско-монгольская дружба
Президент России Дмитрий Медведев провел переговоры со своим монгольским коллегой Цахиагийном Элбэгдоржем, который находится в России с официальным визитом.
По завершении официальных переговоров между президентами России и Монголии Дмитрием Медведевым и Цахиагийном Элбэгдоржем подписаны пять документов.
Медведев и Элбэгдорж подписали совместное российско-монгольское заявление.
Кроме того, подписаны меморандум о научном сотрудничестве между академиями медицинских наук двух стран, межправительственное соглашение о создании трансграничного биосферного резервата «Убсунурская котловина».
По итогам переговоров также подписано межправительственное соглашение «О взаимной охране интеллектуальной собственности» в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества и протокол о внесении изменений в двустороннее соглашение от 6 июня 1949 года об учреждении советско-монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога». Об этом сообщает «Интерфакс».
Как сообщалось, беседа глав государств проходила в Большом Кремлевском дворце за закрытыми для журналистов дверями.
С российской стороны в переговорах приняли участие помощник президента Сергей Приходько и министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий двустороннюю межправительственную комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству.
Как ранее сообщал «Интерфаксу» источник в Кремле, ожидается, что переговоры будут способствовать расширению доверительного двустороннего политического диалога, придадут новый импульс активному продвижению российско-монгольского взаимовыгодного сотрудничества в духе подписанной в 2009 году главами России и Монголии Улан-Баторской декларации о развитии стратегического партнерства.
В 2010 г. объем двусторонней торговли вырос на 41,7% по сравнению с 2009 г. и составил 1015 млн долл. При этом российский экспорт увеличился на 43,2 % (936,6 млн. долл.), а импорт монгольских товаров - на 25,7 % (79 млн. долл.). В первом квартале текущего года объем товарооборота вырос еще в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. и составил около 328 млн долл., что позволяет рассчитывать на рекордный результат по итогам текущего года.
В ходе визита в Россию запланировано выступление президента Монголии перед преподавательским составом и студентами МГУ им. М.В.Ломоносова.
При обсуждении международных вопросов, как ожидается, акцент будет сделан на ситуации в Азиатско-тихоокеанском регионе, расширении взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества и других азиатских структур, необходимости урегулирования межкорейских отношений путем диалога, поиска путей возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.
Визит Цахиагийна Элбэгдоржа проходит в знаменательный для Монголии и российско-монгольского сотрудничества период - в год 100-летия независимости Монголии, 90-летия ее современной государственности и установления двусторонних дипломатических отношений.
Кроме того, в нынешнем году отмечается 30-летие совместного полета в космос: 22 - 30 марта 1981 года в рамках программы «Интеркосмос» состоялся полет на орбиту монгольского космонавта-исследователя Ж.Гуррагчи в составе экипажа космического корабля «Союз-39».
Еще в советское время бытовала поговорка «Курица - не птица, Монголия - не заграница». Это обусловлено отнюдь не пренебрежением партнерскими отношениями с Монголией, а ее тесной вовлеченностью в экономические и политические связи Советского Союза.
Несмотря на то, что времена изменились, можно сказать, что Монголия продолжает сохранять достаточно тесные партнерские отношения с Российской Федерацией. Правда, параллельно развивает также взаимосвязи с Соединенными Штатами и Китаем. Но, все равно, приоритетным партнером Монголии остается Российская Федерация.
И здесь я бы сказал, что, несмотря на попытки Соединенных штатов Америки вести собственную игру, попытки перетянуть на собственную сторону монгольское руководство, закрутить очередную «оранжевую» революцию и прочее, Монголия сохраняет верность выбранным приоритетам.
Монголия, действительно, заинтересована в реализации совместных проектов с Российской Федерацией. Кроме того, наши элиты, так или иначе, достаточно тесно связаны. Начиная с того, что представители монгольского истеблишмента учились в Российской Федерации, проходили здесь повышение квалификации, стажировки и прочее, и кончая тем, что до сих пор сохраняется определенное взаимодействие в образовательной, политической и экономической сферах.
Поэтому, в ходе визита речь будет идти о развитии российско-монгольского партнерства. Я думаю, что в этом развитии в большей степени заинтересована именно монгольская сторона, которая будет договариваться с Российской Федерацией об определенных бонусах и преференциях.
Что касается взаимовыгодного сотрудничества, то Монголия известна своими запасами ценных ископаемых, и здесь Российская Федерация, думаю, может вполне вложиться в работу, и соответствующим образом могут быть привлечены к такому партнерству российские компании.
К тому же, взаимодействие с Монголией может оказаться довольно ценным в плане создания определенного противовеса Китаю, хотя пока Российская Федерация и выступает с Китаем в партнерском режиме. Однако определенные противоречия между Россией и Китаем все равно сохраняются, и монгольские элиты будут пробовать сыграть на этом.
Поэтому я думаю, что Россия в любом случае захочет видеть Монголию дружественной, в том числе и с прицелом на взаимодействие с Китаем.
Думаю, с учетом взаимного интереса, взаимовыгодных соглашений между нашими странами не избежать.
С Монголией у нас были очень близкие отношения, почти как с частью СССР, а потом, когда мы потеряли сами себя, СССР развалился, Монголия ушла в независимое плавание. Сейчас мы пробуем выстраивать отношения с Монголией на новой основе, но у нас есть огромное искушение выстроить отношения с Монголией исключительно на прагматической экономической основе, и это невозможно.
Дело в том, что прагматическая внешняя политика без идеологического наполнения вообще ущербна, слаба и неполноценна, а в случае с Монголией она как раз показывает очень яркий пример этой ущербности. Монголии нужно не только экономическое сотрудничество, Монголии со стороны ее крупных партеров необходима помощь в цивилизационном развитии. Такую помощь оказывал Монголии Советский Союз, и за счет этого он получил колоссальные преференции со стороны Монголии, ресурсная база Монголии практически полностью использовалась для развития СССР. Так вот, такое сотрудничество показывает невозможность, нереалистичность сугубо прагматической совместной жизни и проведение при этом деидеологизированной внешней политики. И Монголия, где 80% элиты прекрасно говорят по-русски, где население проявляет огромный интерес к России, Монголия ждет от России не только экономических проектов, она ждет от нее помощь в цивилизационном развитии.
Ждет создания современных социальных практик, ждет совета. как проводить реформу образования, как сочетать в образовании элементы бесплатного образования и платного, как создавать современную систему здравоохранения, как бороться с пьянством и алкоголизмом, как бороться с наркоманией, как создавать частно-государственное партнерство. Вот в этом нужна в огромной степени помощь современной России Монголии. Они, конечно, могут использовать китайскую или японскую схему развития, но китайцев монголы боятся и немного чужды японцам. А американцы и европейцы далеки от них и с точки зрения географии и цивилизационной модели развития.
Мы, конечно, можем вернуть себе опять дружеское расположение Монголии и лидирующее положение российского бизнеса в монгольской экономике. Но это случится, если будет присутствовать не только прагматический подход, ведь под словом прагматизм российские элиты чаще всего понимают слово цинизм, а мы должны понимать, что экономическое сотрудничество с такой великой страной как Россия и с такой большой страной как Монголия, с которой нас связывают десятилетия совместной жизни, неизбежно включают в себя лидерство России в этом союзе, а не просто равноправность. Уважение в Монголии - да, но при этом лидерство России и помощь в цивилизационном развитии Монголии, без этого Монголия не будет сотрудничать с нами, то есть будет сотрудничать, но по минимуму.
И вот эти принципы развития российско-монгольских отношений - это яркий пример того, когда российская внешняя политика должна выйти за пределы заскорузлой идеологии прагматизма и обеспечить лидерский потенциал. В этом и должна быть связь государственных и корпоративных интересов, не в том смысле, что российские министры должны выкручивать руки монгольским министрам, требуя, чтобы они отдали контракты российским компаниям, а в том, что российское правительство должно включать в программу взаимоотношений деятельность по культурно-цивилизационному развитию Монголии. Тогда монгольское правительство само будет передавать контракты российским корпорациям.