Статья
2703 12 апреля 2023 15:07

Рост аудитории VK: эксперты о перспективах российских соцсетей

Ежедневная аудитория социальной сети «ВКонтакте» по итогам марта составила 53,3 млн человек, опередив мессенджер Telegram и видеохостинг YouTube. При этом ежедневная аудитория YouTube достигла 50,7 млн человек, Telegram — 50,9 млн человек. Каковы перспективы российских аналогов зарубежных соцсетей — в нашем материале.

VK

«Рост аудитории „ВКонтакте“ на фоне блокировки западных соцсетей есть, но он меньше, чем можно было ожидать. Главный показатель, на который ориентируются специалисты, — это DAU, то есть среднесуточная активная аудитория. Любопытно, что в свежем отчёте за IV квартал 2022 года этого показателя нет совсем. Указан только MAU — активная аудитория за месяц, а это менее репрезентативные данные. Если же посмотреть предыдущие отчёты, то можно заметить, что динамика DAU в сравнении с 2021 годом не впечатляющая. Первый квартал не то что не нарастил, а даже потерял в цифрах (47,2 млн DAU в январе—марте 2022—го против 47,9 млн за тот же период годом ранее). Во II и III кварталах рост есть, но он в пределах 5–7%. Даже с учётом высокой базы в абсолютных цифрах это не так уж и много в сравнении со всей аудиторией заблокированных соцсетей», — отметила digital-специалист Ася Шабалина. Однако большая часть мигрирующей аудитории, по ее словам, выбирает Telegram.

Кроме того, по данным отчёта «Аудитория социальных сетей 2022» от 03.03.2023, представленном исследовательской компанией Mediascope, показатели времени потребления в соцсети среди пользователей за последние месяцы 2022 года примерно соответствуют уровню 2021.

В 2023 году монетизация соцсети улучшится, прогнозирует маркетолог Теххи Полонская. По ее словам, соцсеть будет активнее развивать work space, которое включает в себя почту, облачные диски для хранения данных. «Возможно, введут ещё какие-то рабочие инструменты. Предполагаю, что именно на этот функционал они сделают ставку, потому что он привлекает бизнес и его можно монетизировать», — утверждает эксперт.

В краткосрочной перспективе VK будет выигрывать за счет доходов от онлайн-рекламы, которая раньше размещалась на зарубежных ресурсах, отметил инвестиционный аналитик Константин Белов. В то же время временной горизонт выхода на устойчивую прибыльность и потенциал ее роста неизвестен, считает портфельный менеджер Ирина Прохорова. 

Доходность VK на фоне реструктуризации активов выросла, также сократились убытки компании, утверждает аналитик Юлия Мельникова. В то же время расходы на персонал и маркетинг выросли сильнее выручки, отмечает эксперт.

После того как VK продала игровое направление My.Games, бизнес соцсети стал на треть меньше, сообщил аналитик Леонид Делицын. По его словам, игровое направление было одним из крупнейших и перспективных. Полная выручка холдинга с учетом игр в 2021 году составляла 125 млрд руб., в 2022 году могла быть еще выше, но теперь этот показатель 97,8 млрд руб. — в 5 раз меньше, чем у «Яндекса». В то же время позиции холдинга остаются крепкими, о чем свидетельствует тот факт, что уход зарубежных рекламодателей позволил VK за год увеличить выручку от онлайн-рекламы на 29%.

Ранее треть выручки VK приносила интернет-реклама, треть — онлайн-игры, а оставшееся — платные сервисы в соцсетях и новые направления — эти факторы были основным преимуществом VK, добавил аналитик Леонид Делицын. Теперь три четверти выручки связаны с интернет-рекламой, но возможности роста в этом сегменте, как считает эксперт, невелики, так как «расти можно только экстенсивно». 

Yappi

Российский сервис Yappy, созданный как аналог TikTok, объявил о запуске инициативы, благодаря которой авторы контента смогут получать вознаграждение. Сообщается, что выплаты будут получать авторы, попавшие в ежедневный рейтинг «топ-100».

«То, что людей хотят мотивировать денежно, это похвально. Система монетизации для блогера — это важная, даже ключевая тема. YouTube, в том числе на этом поднялся в свое время. Создание контента — очень трудоемкий процесс, и награда — вполне логичное решение. Блогеры тянутся туда, где есть заработок», — отметила PR-эксперт Юлия Дорошок, напомнив, что российским пользователям TikTok до сих пор нельзя просматривать новые видеоролики, а также публиковать свои.

«Yappy будет несложно вытеснить из РФ TikTok с учетом тех ограничений, которые на него наложены», — считает эксперт.

«Россграм»

У создателей «Россграма» не очень понятная бизнес-модель, считает президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский. «Не очень понятно, почему люди должны заходить в эту новую соцсеть. Потому что там можно будет размещать рекламу? Так я как пользователь предпочту заходить туда, где нельзя размещать рекламу. Тут может быть какая-то отчаянная попытка создать хайп», — утверждает эксперт. 

«Опыт показывает, что у нас пока не появился новый „ВКонтакте“ или другая какая-то там соцсеть. Эти ниши крепко заняты, у людей уже сформировались определенные паттерны, и они скорее будут искать способы обойти ограничения и продолжить пользоваться привычным. Так и происходит», — добавил Ружинский. 

В марте «Россграм» пообещал инвесторам 950% доходности. Комментируя такое заявление, специалист по маркетингу Семён Ефимов сообщил, что «не существует реальных и долго работающих проектов (а уж тем более соцсетей), которые, заявляя на бумаге доходность 950%, демонстрируют ее». 

RuTube

RuTube был создан как аналог YouTube, и российскому ресурсу «хотят дать больше времени», чтобы технологически подготовиться к блокировке западного видеохостинга, считает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.

Некоторые эксперты отмечают, что российским соцсетям для того, чтобы стать успешными, надо в самые короткие сроки пройти путь, проделанный западными проектами за десятилетия. Кроме того, им не хватает финансирования: для достижения успеха внутри страны российским соцсетям надо потратить на один маркетинг как минимум 3–5 млрд рублей, отметил IT-предприниматель Семён Теняев.

Кроме того, зарубежные соцсети создаются мультиязычны, там зарегистрированы мировые знаменитости, привлекающие пользователей, пояснила директор по коммуникациям платформы для блогеров Epicstars Анастасия Ермошина.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".