Статья
1511 19 января 2010 0:01

Школа заживет по-новому

В Москве прошли два значимых совещания – заседание Совета по нацпроектам и демографической политике и заседание Комиссии при президенте по противодействию фальсификации истории.

Первое в этом году заседание Совета по нацпроектам под председательством Дмитрия Медведева было посвящено национальным проектам «Образование» и «Здравоохранение». На заседании Совета президент он напомнил, что с 1 января этого года семьи, в которых вторым и последующим детям исполнилось три года, смогут воспользоваться «материнским капиталом», передает «Интерфакс». Президент сообщил, что сумма материнского капитала проиндексирована на сумму инфляции, которая накопилась, и в 2010 году составит более 340 тысяч рублей.

«Учитывая, что средства материнского капитала начали выделяться, нужно проанализировать, насколько удобен для граждан механизм предоставления этих средств», - подчеркнул Медведев.

В отношении образования, Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время в России будет введена новая система оплаты труда учителей. По его словам президента, «речь идет не только об увеличении фонда оплаты труда, а о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов».

«Это должна быть современная, грамотная, разумная система, которая будет стимулировать учителей к тому, чтобы они правильным образом применяли свой труд, стимулировать их к хорошей работе», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По его словам, в ряде регионов уже началась работа по поручениям, данным им по итогам послания Федеральному Собранию. В том числе - по повышению качества педагогического образования. Нужно также активнее внедрять новую систему повышения квалификации педагогов (справочно: всего в России 1,356 млн учителей. В 2009 году повысили свою квалификацию 130 тыс. учителей. Новые модели повышения квалификации применялись в 31 регионе)."Эту работу надо продолжать", - подчеркнул глава государства.

В бюджетах субъектов федерации средства на эти цели предусмотрены. И в этом году новая система должна заработать в 45 регионах, сказал Д.Медведев.Он отметил, что уже к лету этого года должны быть разработаны методические рекомендации по учету внеучебных достижений в новых образовательных стандартах. Надеюсь, что со следующего учебного года они будут применяться, сказал он.

Наряду с этим Д.Медведев сообщил, что им утвержден план по совершенствованию проведения ЕГЭ, напомнив, что в конце прошлого года он провел специальное совещание по этому вопросу. «Прошу обеспечить его реализацию и устранить недостатки, выявленные созданной мною комиссией, об образовании которой просили как лидеры крупнейших политических партий, так и учителя», - отметил он.

Президент отметил важность создания системы поиска и сопровождения молодежи, обладающей инновационным мышлением и способной в будущем развивать «умную» экономику, основанную на «знаниях». Нам надо расширять сеть школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного (заочного и дистанционного) обучения при национальных исследовательских университетах, отметил президент.

Дмитрий Медведев поручил правительству представлять ежегодный сводный доклад о результатах реализации инициативы «Наша новая школа». «Делать это нужно будет регулярно, поскольку это главный концептуальный документ на ближайшую перспективу», - отметил глава государства.

На школе лежит и образовательная, и воспитательная, и просветительская функция. О необходимости массового просвещения, правда, применительно, в основном к истории Великой Отечественной войны, говорилось уже на другом мероприятии - Комиссии по противодействию фальсификации истории.

Заседание проходило под председательством  руководителя администрации президента Сергея Нарышкина. Он  призвал активизировать работу по противодействию попыткам исказить историю нашей страны, особенно в преддверии празднования 65-летия Победы во Второй мировой войне.

Открывая заседание, глава администрации президента предложил обсудить проблемы историко-культурного просвещения в обществе и практические меры по его совершенствованию.
«Это один из ключевых вопросов во всей системе отпора сознательному искажению нашей истории. И от его правильного решения во многом зависит и духовная и политическая стабильность в обществе перед попытками принизить национальное самосознание и нравственное достоинство наших граждан и нашей страны», - заявил он.

«Будем реалистами: пока не чувствуется снижения политических страстей в некоторых странах вокруг вопросов нашей истории», - сказал глава президентской администрации.

По его словам, на научном уровне  в какой-то мере «удалось поколебать или заставить задуматься наших оппонентов о тщетности попыток навязать нам свое видение истории с помощь ее фальсификации». Но до успеха на массовом уровне еще идти и идти, считает Сергей Нарышкин.
Глава администрации Кремля подчеркнул особую важность этой темы в преддверии юбилея Победы. «В российской истории эта дата имеет особое значение, как и в историко-культурном просвещении в обществе», - сказал он.

«Особое место эта дата имеет и в планах недругов России, чтобы попытаться на общественно-политическом уровне исказить события тех лет, принизить роль нашей страны в Победе во Второй мировой войне», - отметил он. По словам Сергея Нарышкина, в этой связи важной задачей становится работа по противодействию этим попыткам - как на научном уровне, так и на самом широком уровне общественного восприятия.

По материалам Интерфакс.

 

Комментарии экспертов

В последнее время историческая тема все активнее вбрасывается в общественное сознание. Кануны памятных дат, связанных с Великой отечественной войной, создание президентской ко миссии по противодействию фальсификации истории - это все лишь усиливает интерес к данной теме. И в прессе, в обществе есть две полярные точки зрения.

Первая заключается в том, что ничего специально не происходит. Все случайно, спонтанно. Я имею в виду вопрос усиления исторической темы в обществе. Если это случайно, причина повышенного внимания - это то, что мы ищем истину, пытаемся выяснить истинные причины фактов.

Вторая точка зрения - это неслучайно. И, например, выяснение, чем занимался Молотов и Риббентроп - это все информационный повод. Реальный интерес - борьба за информационное сознание, умы людей, борьба, которая в конечном счете ставит своей целью захват территорий и денег. Потому что совершенно понятно, объявить войну России с целью отторжения Калиниградской области или Курильских островов - дело трудоемкое и недостаточно перспективное. А прочистить нам мозги как в 89 году, можно. Ровно 20 лет назад была впервые поднята тема пакта Молотова-Риббентропа, начало войны в общественном сознании. Мы признались во всех смертных грехах. Не прошло и полгода, как распалась страна. Если вбросить эту тему еще раз, прочиститим головы всем, и мы сами отдадим и Калининград, и Курилы. И Сахалин отдадим заодно. Вот две взаимоисключающие точки зрения.

Вариант образовательных стандартов, с которым успели ознакомиться представители профессионального сообщества, не содержит в себе ничего принципиально нового, в чем нуждается сегодня средняя школа.

Необходимо предоставить ученикам больше свободы, предусмотреть уход от классных занятий к иным формам обучения. На время обучения в средней школе приходится изучение основ фундаментальных дисциплин, но большинство учебных пособий не отражает последние достижения науки, не соответствует актуальной научной картине мира.
 
Проект образовательных стандартов для средней школы должен быть представлен для экспертизы педагогическому сообществу. По всей видимости, эта работа должна быть проведена при поддержке Общественной палаты.
 
Если говорить о тех изменениях, которые не вошли в проект «Новая школа», то нет радикальных обновлений санитарных норм. Остается открытым вопрос о предельно допустимом количестве учебных часов. После основных уроков школьники посещают разнообразные занятия, которые сегодня фактически стали неотъемлемой частью учебного процесса. Тенденция, безусловно, положительная: у ученика и родителей есть возможность выбрать между углубленным изучением языков, спортивной подготовкой, разными кружками и другими направлениями развития для ребенка. Но предельно допустимое количество часов занятий жестко регламентировано существующими санитарными нормами, их следует пересмотреть.
 
Актуализация строительных норм, предусмотренная проектом «Наша новая школа», могла бы быть более серьезной: нужно предусмотреть разные формы помещений, размещения парт в них. Педагогам необходима возможность трансформации и перепланировки помещений. Например, можно объединить несколько классов, убрав раздвижные перегородки, и получить большое пространство для групповой работы. Кроме того, школьная спортивная зона должна быть более насыщенной. Также нужно более серьезно подойти к прокладке сетей, чтобы они соответствовали современному уровню развития информационно-компьютерных технологий.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".