Статья
818 11 ноября 2010 22:38

Школы и вузы ждут изменения

Развитие демографической ситуации в России неизбежно будет сопровождаться сокращением числа школьников, а соответственно и школьных учителей, государство и общество должны к этому подготовиться, заявил премьер РФ Владимир Путин.

«Мы знаем статистику демографической ситуации. Это очевидный факт. Не нужно делать вид, что мы этого не замечаем, это очевидно, как солнце встает», - сказал Владимир Путин в ходе встречи в Москве в среду с преподавателями и родителями учеников одной из столичных школ.

В связи с этим премьер подчеркнул, что «мы должны думать о том, как людей, преподавателей поддержать, предусмотреть на это ресурсы, организовать переподготовку кадров», передает «Интерфакс».

Премьер отметил также, что понимает озабоченность профсоюзов в связи с преобразованием школ в автономные учреждения. «Автономные учреждения получают право оптимизировать коллектив. Это законно вызывает опасения у профсоюзов», - признал он.

В связи с этим премьер отметил, что ему представляется правильным предусмотреть, в частности, поддержку уходящих на пенсию учителей, повышение их пенсий и еще ряд мер.

Одновременно Путин обратил внимание на то, что оптимизация численности педагогических коллективов означает высвобождение денег в школах, которые могут быть направлены на повышение зарплаты учителей.

Глава правительства поддержал идею перевода школ на систему подушевого нормативного финансирования. При этом он отметил, что высвобождающиеся в школах средства - в том числе за счет экономии бюджетных ресурсов - должны оставаться в этих школах. При этом премьер обратил внимание на то, что в перераспределении этих средств должно принимать участие школьное самоуправление - родители и ученики.

Об опыте перевода школа на нормативное финансирование рассказал участвующий во встрече мэр Москвы Сергей Собянин. Столичный градоначальник поделился тем, как эти вопросы решались в Тюменской области, которой он ранее руководил.

Премьер одобрил опыт Тюменской области, согласившись с тем, что сэкономленные деньги должны оставаться в учебных учреждениях.

При этом он особо отметил, что те средства, которые выделяются по нормативу на каждого ученика из федерального бюджета, «урезаться не должны».

Государственное финансирование должно и будет направляться в школы в полном объеме в соответствии с количеством детей, которые в них обучаются, подчеркнул Владимир Путин.

Как сообщали «Актуальные комментарии», тему образования затронул в среду и президент Дмитрий Медведев.  В беседе с сотрудниками «Российской газеты», награжденными главой государства в канун 20-летия издания, он сказал: «Мы получили огромное количество высших учебных заведений, часть из которых никуда не годится. Это не значит, что их нужно завтра закрыть, но нужно их или укреплять, или сливать с другими», - сказал Медведев. При этом, подчеркнул президент РФ, делать это нужно «спокойно, чтобы люди, туда поступившие, получили образование».
 
Он отметил, что вопрос состоит в том, что за специалисты выходят из стен существующих в России университетах, и привел в пример ситуацию с юристами. Дмитрий Медведев вспомнил, что когда он учился, в Ленинграде было два учебных заведения, которые готовили юристов, а в 1999 году их было уже 50.
 
«Кому нужно такое количество юристов? Но самое страшное - кто их готовит? Все - инженерные университеты, медицинские вузы. Понятно, какие оттуда специалисты выходят. То же самое, если бы, допустим, юридический институт стал медиков готовить», - подчеркнул глава государства.

Комментарии экспертов

Девальвация образования в России, безусловно, чувствуется. Требование довольно большого числа работ диплома о высшем образовании остаётся. Но сам факт наличия диплома всё равно никого не удивляет и считается простой формальностью. С этой стороны можно рассматривать этот опыт  распространения всяких высших учебных заведений, как негативный. На самом деле статус человека с высшим образованием в обществе, не говоря об обладателях учёных степеней, кандидатов и докторов наук, должен быть чрезвычайно высоким.

Рынок реагирует на спрос. А спрос на высшее образование сформировался ещё в советское время, в 50-е годы. Советский Союз был обществом Знания. Считалось, что каждый должен учиться и познать истину. В этом обществе существовала установка на то, что если человек не познал истину, он не может быть полноценным строителем коммунизма. Конечно, никто это до конца не додумывал, но мотивация посылать детей в вуз у советских родителей такая была. В отношении мальчиков это стимулировалось необходимостью спасать от армии, а для девочек, очевидно, лучше иметь приличную офисную работу, чем заниматься чем-то непонятным, не имея диплома о высшем образовании. Это тренд, который очень жёстко сформировался в советский период, перешёл в постсоветский период. Поэтому создатели новых негосударственных вузов чётко среагировали на этот спрос.

Этот спрос не имеет ничего общего с реальной потребностью России, как современного общества, в действительно образованных людях, не просто носителях диплома, но обладающих определённых уровнем знаний. В этом проблема – дефицит настоящих специалистов. Много людей с бумажками, но очень мало профессионалов. 
 

Федеральный центр напоминает нам о том, что реформа образования проводится успешно, однако, вероятно, что региональные власти будут вынуждены пойти на непопулярные меры в рамках проведения этой реформы. Я имею ввиду, к примеру, сокращение штата школьных учителей и преподавателей ВУЗов.

Сама по себе реформа вполне целесообразна для всех регионов, потому что она направлена на повышение качества образовательного процесса, с одной стороны, и уровня оплаты труда учителей, что немаловажно, с другой стороны. В принципе, реформа достаточно необходима всем.

Другое дело, что в ряде случаев придётся пойти на непопулярные меры. Региональные власти стремятся этого по возможности избегать, потому что в данном случае основной негативный эффект с точки зрения уровня поддержки, с точки зрения отношения к действиям власти, проявится именно на региональном и местном уровнях. То есть люди будут, прежде всего, региональные и местные муниципальные власти воспринимать как ответственные за эти непопулярные шаги. Поэтому пока губернаторы и мэры стараются по возможности сокращений не проводить.

По материальной базе все регионы, в которых проводится реформа образования, отчитались, что им стало лучше последние 2-3 года. В каждой школе проведен интернет, поставили компьютеры и другое более современное оборудование. В этом отношении ситуация улучшилась. Но остается открытым вопрос с обслуживанием компьютерных классов. Всё оборудование покупалось на федеральные средства и региональные власти в этом мало участвовали, они просто исполняли поручения. Вопрос насчёт обслуживания, скажем,  интернет-соединения стал проблемным, потому что за него отвечают региональные власти. И получилось, что у школ есть современное оборудование, но нет доступа в интернет, потому что региональный бюджет его не оплачивает.

Вместо увольнений в рамках реформы образования учителей начальной школы можно было бы переквалифицировать и использовать, допустим, в дошкольном образовании, во внешкольном, дополнительном образовании в виде руководителей кружков, секций.

Благодаря реформе образование не станет менее доступным. Наоборот, всё, что связано с государственным стандартом, будет доступно в бесплатном виде. Если родитель хочет не один английский изучать в школе, а изучать ещё французский и немецкий, то он изучает это за пределами стандарта, который гарантирует государство. Отсюда может возникать ощущение, что много стало платных услуг. А много стало платного за счёт того, что реально объём образовательных программ, которые получают дети, увеличился, а бесплатным является только объём госстандарта.

Я считаю, что переход на подушевое финансирование плюс прозрачность и финансов в школе приведёт к реальной конкуренции и повышению качества образования. Не нужно будет директору использовать коррупционную схему, связанную с любовью руководителей департамента образования к директору. Даже если в этом участвуют финансы, когда одну школу ремонтируют, а на ремонт другой школы денег не выделяют – это всё-таки неравные условия для образовательных учреждений. Важно все образовательные учреждения поставить в равные условия и поддерживать лучших. Кто лучший, нужно определять в формате общественно-государственных экспертиз, открытых конкурсов, в том числе с участием родителей. Конечно, важно создать открытую систему оценки качества образовательных учреждений, которые родители могли бы оценивать и имели бы шанс выбирать для своего ребёнка наиболее приемлемый вариант.

Комментарии для сайта Cackle
1 июня 2021 Новость
Закон о просветительской деятельности вступил в силу
 Закон о просветительской деятельности вступил в силу В России 1 июня вступили в силу поправки к закону «Об образовании», которые регулируют просветительскую деятельность. Новая мера призвана оградить учащихся школ и вузов от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности, отмечают в Госдуме.
12 апреля 2021 Новость
Только 6% россиян знают про закон о просветительской деятельности
 Только 6% россиян знают про закон о просветительской деятельности Лишь 6% россиян хорошо осведомлены о законе о просветительской деятельности, который был принят Госдумой 16 марта. Об этом свидетельствуют результаты опроса, опубликованные 12 апреля «Левада-центром».
29 января 2021 Новость
Путин дал поручения по развитию образования
 Путин дал поручения по развитию образования Президент России Владимир Путин дал поручения правительству по вопросам среднего профессионального образования. Соответствующий документ опубликован на сайте Кремля.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".