Статья
2303 18 апреля 2015 15:55

Системе ЕГЭ предрекают трансформацию

Российские школьники включились в экзаменационный марафон ЕГЭ-2015, досрочно пытаясь пройти первые серьезные испытания в своей жизни. Несмотря на довольно приличный срок, существования, ЕГЭ вызывает критику и недовольство:  за жесточайший стресс для детей, коррупцию и выхолащивание учебной программы. Однако  способы побороть все эти пороки существуют, о чем рассказал «Актуальным комментариям» депутат Госдумы Владимир Бурматов.

«В кампании “ЕГЭ-2015” не решены две самые главные и острые на сегодняшний день проблемы Единого государственного экзамена. Проблема номер один – это вопрос коррупции вокруг ЕГЭ. Проблема номер два – это колоссальные стрессовые нагрузки, которым подвергаются наши школьники. В качестве проблемы номер три я могу выделить проблему более широкую, чем ЕГЭ. Это проблема качества школьного образования, которая так же взаимосвязана с  Единым государственным экзаменом», - обрисовал три крупнейшие проблемы депутат.

 Что касается коррупции, то ситуация, по его словам, не меняется год от года. Коррупция ушла с уровня вузов, которые раньше принимали экзамены по традиционной форме, на уровень выше, в Министерство образования. «Чиновники промышляют тремя коррупционными видами бизнеса. Во-первых, существуют сайты, которые торгуют ответами к Единому государственному экзамену и которые могут быть аффилированы с людьми, имеющими непосредственный доступ к заданиям», - отметил собеседник.

Второй вид бизнеса, по его наблюдениям, это работа многочисленных контор, которые занимаются так называемой гарантированной подготовкой к ЕГЭ, и «на презентационные мероприятия которых, не стесняясь, приходит, например, заместитель министра образования и науки Российской Федерации Александр Климов». «Не понятно, что там делает в свое рабочее время, и на какие деньги помогает продвигать услуги подобных организаций», - возмущен представитель законодательной власти.

Он также указал на третий вид коррупционного бизнеса – это издание решебников, авторами которых становятся чиновники министерства образования. Владимир Бурматов пояснил: «Они сами себе ставят грифы, а потом издательства готовы покупать за большие деньги право печатать такие книги».

«Эти проблемы никто не решает, хотя это можно сделать за один раз, просто создав открытый банк заданий ЕГЭ, что я и предлагал внедрить вице-премьеру Ольге Голодец», - продолжил он.  «Более того, я получил на это одобрительный отзыв, и решение о создании банка заданий было принято. Все три вида коррупционного бизнеса чиновников схлопнутся после вступления этого решения в силу. Но именно его осуществление и затягивается чиновниками министерства образования», - заявил Владимир Бурматов.

Он также обратил внимание на колоссальную стрессовую нагрузку на школьников. «Ситуация только ухудшается. Прошлом году мы видели десятикратный рост количества сообщений о суицидах на почве ЕГЭ среди школьников по сравнению с годом 2013», - констатировал депутат.

«Чтобы избежать этих страшных трагедий школьных самоубийств на фоне ЕГЭ, надо начать оказывать психологическую поддержку, сдающим экзамен. Для этого нужно выделить средства, которые сейчас выбрасываются на пиар министерства образования и за которые нам рассказывают, как у нас замечательно проходит единый госэкзамен», - предложил  собеседник.

«Чтобы укомплектовать школьными психологами каждый пункт приема экзамена,  этих денег бы хватило. Но это сделано не было, потому что деньги, потраченные на психологов, по моим предположениям, украсть гораздо сложнее, чем деньги на пиар. Потому что психологам придется платить зарплаты, где соблюдается строгая отчетность и т.д. А когда средства уходят на счета консалтинговых компаний, которые занимаются размещением информации о деятельности Министерства образования, то часть этих денег, мы предполагаем, возвращается потом уже в карманы чиновников министерства образования», - отметил народный избранник.

По его мнению, система ЕГЭ обнаруживает и сама же продуцирует низкое качество образования. «Впервые за все годы пришлось вводить базовый экзамен по математике, потому что дети в 11 классе не в состоянии решить задачу для 6-7 класса, т.е. ввели экзамен для тех, кто умеет считать до десяти, условно говоря», - констатировал собеседник. Он считает этот факт крахом всей политики министра Ливанова. «Ни при одном предыдущем министре такого не было, чтобы пришлось в прошлом году баллы не только снижать  минимальные баллы для аттестата, но и вводить базовый уровень экзамена. Более того, министерство планирует это делать и по другим предметам. А продуцирует эту проблему единый госэкзамен тем, что выхолащивает саму суть подготовки школьников, превращая ее, особенно в последние годы в простое натаскивание на ответы», - убежден депутат.

Ведомство, по его мнению, ничего не делает с этими проблемами просто потому, что каждая из них имеет «изнаночную сторону и приносит чиновникам Министерства образования достаточно ощутимые, в том числе и финансовые выгоды». Неразбериха вокруг ЕГЭ приводит к тому, что условия проведения экзамена меняются каждый год. «Безусловно, все это надо прекращать, но, к сожалению, пока у нас такой кадровый состав Министерства образования, будет только продолжаться и усугубляться», - заявил Владимир Бурматов.

При этом депутат Госдумы далек от мысли, что документ о сдаче ЕГЭ потеряет свой статус на фоне введения вузами собственных дополнительных экзаменов. «Творческие вузы всегда проводили дополнительный экзамен, помимо ЕГЭ, и ничего нового в этом нет. ЕГЭ будет становиться более дифференцированным, в первую очередь, из-за того, что реализуются наши предложения, которые мы, как депутаты, предлагали очень давно, которые начали двигаться только после того, как нас поддержал президент. Я говорю, например, о сочинении. Мы будет продолжать на этом настаивать, чтобы сочинение становилось полноценной частью экзамена, чтобы оценивалось умение мыслить, излагать, анализировать и т.д. Я не исключаю того, что и далее будут происходить с нашей подачи шаги в правильном направлении, например, как это произошло с отменой так называемой части “А”, пресловутой “угадайки” по целому ряду гуманитарных предметов. И с этого года ее нет, и там задания теперь перераспределены, мы на этом тоже достаточно долго настаивали, и это наша инициатива, которая была реализована.  ЕГЭ все больше будет отходить от формата “найди правильные ответы и расставь их, где положено”, он будет все больше дрейфовать в сторону экзамена, который, действительно, способен выявлять уровень знаний», - убежден депутат Госдумы.

Напомним, что на прямой линии с россиянами 16 апреля президент РФ Владимир Путин получил видеообращение от трех школьниц, предложивших отказаться от проведения ЕГЭ и вернуться к выпускным экзаменам по билетам, которые существовали в советских школах, так как, по их мнению, такая форма проведения экзамена позволяет глубже раскрыть знания выпускников.

«Согласен с вами в том, что эта система нуждается в совершенствовании», — сказал президент.

Он добавил, что не хотел бы открывать полномасштабную дискуссию о ЕГЭ. «Эта тема постоянно находится в поле внимания общественности, но в конечном итоге все-таки окончательную точку в этом должны поставить специалисты, которые глубоко понимают проблему», — приводит слова  президента МИА «Россия сегодня».

По его словам, у существующей системы ЕГЭ есть свои плюсы и минусы. ЕГЭ позволил большему числу талантливых выпускников из провинции поступать в ведущие вузы. Он добавил, что Минобрнауки пытается корректировать слабые стороны ЕГЭ, в школу возвращено выпускное сочинение, ведущим российским вузам дано право проводить собственные экзамены и учитывать результаты олимпиад школьников при зачислении абитуриентов.

Материал подготовила Ольга Жолобнюк

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".