Сменить тональность отношений
Визит патриарха Кирилла в Польшу весьма и весьма показателен. Поляки в Европе считаются одними из наиболее рьяных католиков. Более преданными католической вере, наверное, являются только христиане в Латинской Америке.
У каждого патриарха была какая-то своя миссия не только внутри страны, но и в рамках всей христианской церкви. У предшественника Кирилла была миссия глобальная - объединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. В принципе, за время пребывания в своем сане патриарх Алексий II смог эту миссию реализовать. Что касается самого Кирилла, то он в отличие от своего предшественника пользуется репутацией человека более современного, предпочитающего более современные средства коммуникации, имеющего более свежий взгляд на вещи. А сейчас ситуация в мире складывается таким образом, что необходимо налаживать диалог не только внутри православной церкви, но и внутри всей христианской церкви.
Конечно, это хорошо, что предстоятель ездит по разным странам, и это привлекает внимание какое-то к православной церкви. Хотя, честно говоря, какое дело полякам до православной церкви, понять трудно, потому что страна эта сугубо католическая. Тем не менее, хорошо, что наш патриарх туда едет. В конце концов, Папа Римский к нам не ездит, и, насколько я понимаю, здесь его и видеть-то не очень хотят.
Что касается отношения к Кириллу из-за всех этих историй, которые у нас здесь происходят (Pussy Riot, например) , я думаю, что за рубежом никто про это не знает. А даже если и знают, происходящее с Pussy Riot на Западе никак не связывается с патриархом Кириллом, а связывается исключительно с Путиным. И очень плохо, кстати говоря, что наша власть этого долго недопонимала.
Когда все либеральные СМИ занимаются вопросом Церкви, они считают, что она хочет власть захватить, влияние распространить. На самом деле задача Церкви - охранять свою паству на территории Русской православной церкви. А Польша именно такова, поскольку Польская православная церковь - это бывшая, как вы помните, Российская империя. Согласно канону Церкви, на территории суверенного государства существует своя поместная церковь. То есть визит святейшего Кирилла вполне закономерен, вполне экономически оправдан. Тем более среди поляков есть православные - порядка миллиона человек. Никто их не притесняет. Кстати, православие в Польше находится под вниманием государства. Там даже в армии есть православные капелланы.
Насчет влияния РПЦ в мире мне трудно сказать. Зачем нам нужно влияние? Проповедовать православие - да. Но это касается миссионерской деятельности, и, в общем-то, с одной стороны, у нас нет такого опыта. XX век мы боролись за выживание, нам было не до миссионерства. А вот, скажем, Константинопольская церковь, Антиохийская, Александрийская, особенно в Африке находящиеся церкви вели такую деятельность вполне успешно. Поэтому во многих странах Африки и Азии Русская церковь в этом отношении пока только-только начинает действовать. А для начала надо наш народ немножко, скажем так, научить основам веры, а потом уже выходить с проповедью православия хотя бы на бывшие наши экономические территории. Мы пока еще учимся этому. Да и материальные ресурсы для этого необходимы немалые.
Если говорить об имидже РПЦ за рубежом, то все эти истории с часами патриарха и Pussy Riot никакого влияния не оказали. Кроме часов у патриарха ничего не нашли. Мне лично эта история непонятна до конца. Ну, нашли у патриарха дорогие часы. У человека такого масштаба могут быть и яхты, и самолеты. Я думаю, что у Папы Римского целые острова и счета в банках имеются, и никого это не волнует. Это вполне естественно, с учетом величины фигуры Папы Римского.
А у патриарха кроме часов-то ничего и нет. У него нет собственности. А дело Pussy Riot - обыкновенная провокация. Вот если бы я к вам пришел в квартиру, извините за выражение, написал, накакал, устроил погром и сказал: «Знаете, у меня перформанс такой», как бы к этому отнеслись? Меня бы выставили оттуда и правильн бы сделали, в милицию сдали как хулигана. Например, в Финляндии кто-то попытался на днях повторить «подвиг» Pussy Riot - он тут же был арестован, и два года ему светит. В Финляндии православие - одна из трех государственных религий. Никто его там не одобрил. И сами финны, даже не православные, были возмущены этим поступком. На мой взгляд, девицы из Pussy Riot - обыкновенные хулиганки.
Посмотрите, как ведут себя их сторонники. Чего они добиваются? Кто их поддерживает? Геи и лесбиянки, Мадонна-каббалистка. Никакой нормальный человек их не поддержал. Все это дело Pussy Riot - обыкновенная провокация с целью, чтобы отношения Церкви и государства, которые только-только начинают как-то устраиваться, разрушить. Сейчас мы находимся, я считаю, в самом благоприятном положении за всю свою историю, по крайней мере, за несколько веков.
У нас есть возможность строить храмы, проповедовать православие, выступать на телеканалах. Почему мы должны ругать власть? Я лично с симпатией отношусь к президенту. Сейчас модно ругать президента. Это стало хорошим тоном. Я с этим не согласен. Я уважаю президента. А Рussy Riot - проплачены. Это дурочки обыкновенные, они хотели славы - они ее получили, свою эту скандальную славу. А все остальное останется на их совести.
Церковь у нас всегда не любили, на церковь всегда клеветали. Сейчас этим занимаются Pussy Riot.
И важно, чтобы СМИ их не поддерживали. В России преобладают «желтые» СМИ, и это очень печально.
Русская же православная церковь старается выполнять возложенную на нее миссию. Скажем, Алексий пользовался большим положением в мире, но Церковь девяностых имела некий кредит доверия в результате своей истории, в результате эпохи гонения. Все помнили мучеников: как раз в годы перестройки начали публикацию материалов о замученных, расстрелянных священниках, разрушенных храмах, о людях, которые шли за свою веру на смерть. Так получилось, что Церковь имела определенный кредит доверия.
А святейший Кирилл попал уже в такую эпоху, когда мы должны имидж зарабатывать сами, мы должны трудиться. К этому вызову мы оказались не готовы. В Церкви острый дефицит кадров. Нам не хватает людей, которым есть что сказать прихожанам, которые умеют словом успокоить их сердца.
К тому же надо как-то зарабатывать на бюджет. Наши доходы - это копейки бабушек-прихожан. Чтобы построить храм, например, нужны большие средства. Сейчас богатые люди ничего не жертвуют, они в куршевелях предпочитают отдыхать.
Ни для кого не секрет, что русско-польские отношения и российско-польские отношения в современном мире очень и очень непростые. Невозможно в коротком комментарии рассказать всю сложность наших исторических отношений, в том числе и те гонения на Русскую православную церковь в Польше после так называемой революции 17 года. А ведь это был очень сложный период. Когда в Польше образовалась новая власть, там были самые настоящие гонения на Русскую православную церковь.
Что касается современной православной церкви в Польше, то с ней тоже отношения очень непростые у Русской православной церкви. Но я бы сказал, на данный момент весьма стабильные. Если говорить о наших отношениях исторических, то, конечно, они тоже были весьма непростые. Были в Российской империи и антирусские польские бунты и так далее. Не хотелось бы сейчас касаться всех этих сложнейших моментов. Также я хочу отметить, что не секрет, что некоторыми силами в Польше буквально подогреваются антирусские настроения, что, конечно, отнюдь не способствует нашему взаимопониманию, потому что, по сути, что поляки, что русские – мы славяне. И казалось бы, нам нечего делить. Но тем не менее кому-то очень хочется нас стравить.
Вопроса Катыни я бы тоже не хотел здесь особо касаться. Что было – то уже прошло. История рассудит, что было в Катыни на самом деле.
Что касается самого визита патриарха в Польшу, я абсолютно убежден, что этот визит исторический, конечно же. Потому что патриарх всея Руси до этого никогда не приезжал в Польшу. И то, что он будет общаться с главой Польской православной церкви – это, конечно, будет способствовать нашему наилучшему взаимопониманию. Потому что, еще раз подчеркну, ни для кого не секрет, что отношения Польской православной церкви и Русской православной церкви не очень простые. Но тем не менее. сам факт визита патриарха в Польшу - большой прорыв. Это фундаментально укрепит наши связи. Потому что Патриарх будет общаться с русской общиной в Польше, а она весьма многочисленна. Также он будет общаться с православными поляками на горе Грабарка и в других восточных землях Польши, где очень сильно традиционно православие. Это тоже будет иметь огромную роль.
Сам факт визита патриарха в Польшу несомненно вызовет определенный новый позитивный виток в наших взаимоотношениях. Дело в том, что патриарх здесь может выступить как инициатор конструктивного диалога. Ни для кого не секрет, что ныне Польша придерживается абсолютно прозападнической линии. И, естественно, эти прозападные силы, которые ведут большую работу для того, чтобы наши отношения не были хорошими, будут и дальше продолжать такую же работу.
Патриарх – это символ нашей нации, как бы его ныне ни ругали либеральные средства массовой информации. Ныне народ доверяет как символу нации. Патриарх – это, конечно, не Папа Римский, мы не считаем его святым, но тем не менее для нас он символ нации, это лицо, которое может объединить народ. И поэтому, скажем так, лицо такого ранга, прибывающее в Польшу, несомненно будет нести лишь добро и позитив.
Что касается имиджа РПЦ за рубежом, то я против слова «имидж», ибо в нем я нахожу нечто искусственное. Мне всегда ближе слово «стиль». Но если говорить на этом языке, то я считаю, что изменился и достаточно в продуктивную, хорошую сторону, поскольку патриарх является очень хорошим оратором, известным дипломатом и в этом отношении я полагаю, что он уже делает и может сделать еще много хорошего. На международной арене он пользуется большим авторитетом, причем в самых разнообразных кругах. Так что он очень много позитивного делает и может сделать как дипломат.