Статья
3655 30 июня 2017 12:01

Снова в школу: зачем доктора наук поступают в магистратуру

Снова в школу: зачем доктора наук поступают в магистратуру
Фото: Alan Levine

Болонская система образования дарит неожиданные сочетания. Если на бакалавриате вы, скорее всего, будете учиться со своими сверстниками, то в магистратуре начинают появляться разные варианты. Во-первых, вашими одногруппниками могут стать люди с другим базовым образованием, на магистратуре по социологии могут оказаться юристы, экономисты или психологи, главное — сдать вступительные экзамены. На программе могут оказаться люди значительно старше вас, потому что те, кто получал образование еще по старой системе, имеют возможность поступить в магистратуру на бюджет, многие такой возможностью пользуются. И эти варианты понятны, но зачем в магистратуру по той же социологии может поступить доктор социологических наук? Стандарты Минобра иногда доводят ситуацию до абсурда.

Базовое образование

Министерство образования и науки приняло федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования, согласно которым степень бакалавра позволяет преподавать только в школах и колледжах. Для того, чтобы читать курсы в вузе, у преподавателя должна быть степень магистра, специалитета будет недостаточно. Так как магистратура в России появилась уже после того, как большинство преподавателей получило базовое образование, многие из них по формальным признакам потеряли возможность преподавать в вузах. Не важно, что у преподавателя есть стаж, есть ученая степень и публикации, ему нужно получить степень магистра, чтобы этим же магистрам на следующий год читать лекции и вести семинары. А по некоторым дисциплинам сегодняшние доктора наук просто не могли получить базовое образование, так как в СССР просто не было таких направлений подготовки. Например, политология в 90х годах начала преподаваться специалистами разных профилей: историками, философами, и только сейчас в вузы приходят преподаватели политологии с базовым политологическим образованиям.

Илья Морозов, доктор политических наук, по новым стандартам был вынужден поступать в магистратуру по политологии, чтобы соответствовать формальным требованиям: «Года три-четыре назад появилось требование соответствия базового образования преподавателей профилю того направления подготовки студентов, на котором они преподают. Ректора вузов восприняли это очень серьезно и везде жестко ставили вопрос — либо у вас появится до ближайшего конкурса такой диплом, либо можете не пройти конкурс на следующий срок. Очень многие из моих знакомых направились в магистратуры разного профиля. Конечно, от всей этой затеи Минобра проиграли студенты-бакалавры, так как количество свободных бюджетных мест уменьшилось. В магистратуре на лекции не хожу, конечно же, но зачеты/экзамены сдавать приходится, через год госэкзамен и защита диплома». 

Проблема характерна не только для политологии, со схожими трудностями сталкиваются социологи, социальные работники, философы и представители других дисциплин.

Благие намерения

Мотивация чиновников из Минобра понятна. В условиях недостатка кадров в системе высшего образования, особенно в регионах, возникали ситуации, когда историки читали политологию, политологи историю, а социологи, например, демографию. Задумка хорошая — дисциплины должны читаться профессионалами по заданному направлению, но реализация оказалась не лучшей. Степень профессионализма преподавателя определяется только по его базовому образованию и никак не учитываются его академические и иные заслуги.

Последствия

Преподаватели вынуждены заниматься профанацией. Они поступают в магистратуру, предметы в которой могли бы вести сами. Но хуже всего, что преподаватель занимает бюджетное место студента, которому магистратура действительно нужна. В общем, если вдруг в следующем году в магистратуре с вами за одной партой окажется ваш же преподаватель, то не удивляйтесь.

Комментарии для сайта Cackle
27 ноября 2020 Колонки
Академические свободы под угрозой
 Академические свободы под угрозой Академические свободы являются центром университетской жизни. Они служит основой для распространения знаний и формирования независимого мышления студентов и сотрудников.
11 ноября 2020 Новость
Как пандемия изменит наше образование
 Как пандемия изменит наше образование Пандемия COVID-19 доставила огромное количество неудобств школьному образованию. Сбалансировать работу и учебу оказалось нереально, когда все важнейшие ресурсы — время, физическое пространство, Интернет, эмоциональные резервы — ограничены.
12 сентября 2020 Новости
Россияне выступают против дистанционного обучения
 Россияне выступают против дистанционного обучения Почти 80% россиян не поддерживают переход на дистанционное образование, согласно результатам интернет-опроса экспертов НИУ ВШЭ «Изменения, вызванные эпидемией коронавируса и режимом самоизоляции. Седьмая волна». Всего в опросе приняли участие 9 тыс. человек. 
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".