Совет глав правительств СНГ
Председатель правительства РФ Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав правительств стран СНГ.
Премьер-министры стран содружества обсудили план мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. В нем сформулированы задачи по развитию кооперационных связей в промышленности, созданию благоприятных условий для расширения торговли на пространстве СНГ, намечены шаги по преодоление негативного воздействия финансово-эконоического кризиса.
Подготовлен проект Соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с преступностью. Главы правительств СНГ рассмотрели вопрос финансирования совместной работы по розыску военнослужащих, пропавших без вести в период войны в Афганистане в 1979-1989 годах, поиску мест захоронений, эксгумации, идентификации останков и перезахоронению их на Родине.
Для налаживания своевременного учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, пересекающих государственные границы стран СНГ, подготовлено решение о создании соответствующей Единой системы, включающей комплекс мероприятий по осуществлению автоматизированной обработки информации.
В условиях кризиса нужно, конечно, помогать друг другу и сотрудничать. И мы видим, что появляется такая возможность у различных стран, но недостаточно политической воли для этого. Этой политической воли недостаёт по нескольким причинам. Страны СНГ всё-таки побаиваются российского влияния, потому что чувствуют, что их собственное население, если ему дать право голоса, высказалось бы за значительное ограничение прав в пользу России, в пользу интеграционных проектов.
С другой стороны, у России недостаточно политической воли для того, чтобы тратить ресурсы на интеграцию. Поскольку интеграция – это стратегический проект, а у российской политической элиты (я не говорю о политическом руководстве, а о политической элите в целом) недостаточно политического видения и готовности вкладывать ресурсы в эту стратегию вообще.
Третий недостаток политической воли идёт из-за того, что внешние субъекты, прежде всего, США, ЕС, стремятся максимально парализовать способность элит стран СНГ и России сотрудничать друг с другом, для того чтобы не допустить возрождения России, как сильного геополитического центра влияния, способного отстаивать свои интересы и интересы стран СНГ. США и ЕС хотели бы, чтобы они доминировали на этом пространстве, чтобы интересы граждан, проживающих в России, Украине, Казахстане учитывались меньше, чем интересы граждан ЕС и США. Это вполне логичная для них схема. Своими ресурсами они как бы парализуют это интеграционное сотрудничество. Именно поэтому такие проекты не очень работают.
СНГ даже в момент его создания воспринимался многими как институт, направленный на развод бывших советских республик, на их упорядоченное включение в мир. Он рассматривался как временная структура, которая объединяет связанные слишком многими культурными и экономическими связями бывшие республики СНГ. Данная характеристика СНГ, в общем-то, может сохраняться и сегодня.
По сути дела можно сказать, что развод советских республик завершился удачно. Сейчас многие из них ориентируются на разные центры силы. Например, Украина ориентируется на ЕС и НАТО, страны Средней Азии, особенно Казахстан, пытаются лавировать между Россией, Китаем и Западом. То есть, в общем-то, распад постсоветского пространства на регионы свершился. Этих регионов три: Средняя Азия, Закавказье и регион, примыкающий к ЕС, куда входят Белоруссия, Украина и Молдова.
Поэтому на данный момент СНГ скрепляется лишь старой памятью о существование Советского Союза и усилиями России. На данный момент это межгосударственное образование в значительной степени следует считать мёртвым, неспособным к какой-то серьёзной совместной деятельности. Но как культурное сообщество, как сообщество соседей России, оно представляет некоторый интерес до сих пор, и может в этом качестве сохранятся неопределённо долго.
В период общеэкономического и финансового кризиса межстрановые контакты становятся не просто крайне важными, но ещё и очень конкретными. Общеполитические интересы уступают перед абсолютно конкретными экономическими интересами. Очень важно, что в последние годы российская внешнеполитическая активность поворачивается в сторону прагматических экономических интересов. Не исключением становятся и отношения со странами СНГ, где основные вопросы повестки дня формируются с учётом абсолютно конкретных экономических интересов российских компаний и российской экономики в целом.
В этом смысле очень важной является проходящая сейчас в Казахстане встреча глав правительств СНГ, на которой рассмотриваются в первую очередь именно экономические вопросы. Полагаю, что такое динамичное развитие отношений и то, что Россия действительно становится важнейшим экономическим партнёром стран СНГ, позволит в то же время получить и серьёзные политические преференции.