Степашин: Ни одна страна мира не проводила таких приватизаций
Счетная палата вместе с Минэнерго планирует проверить крупные энергокомпании, которые работают в офшорах, заявил глава Счетной палаты России Сергей Степашин на «Деловом завтраке» в «Российской газете».
Степашин пообещал также, что СП будет работать над прекращением ухода российских активов в этот «налоговый рай».
В ответ на тезис корреспондента о том, что одной из самых обсуждаемых тем сейчас является предложение премьер-министра России Владимира Путина подумать, как закрыть тему нечестной приватизации 90-х годов в ходе залоговых аукционов, глава СП пояснил, что здесь имеется ввиду не только залоговые аукционы, но и вся приватизация.
«Залоговые аукционы были позже - это уже 1996 год. Хочу напомнить, что в 2003 году Счетная палата закончила исследование итогов приватизации в России в 1990-х годах. Был подготовлен большой отчет. Мы даже издали его в виде книги на русском и английском языках», напомнил глава СП. Проанализировав итоги приватизации, мы открыто и честно сказали: она «была проведена по худшему варианту из всех европейских стран», - сказал Степашин.
По его словам, «цель, которая декларировалась, достигнута не была», причем «это не только переход на рыночную экономику, но и создание среднего класса, более эффективных предприятий, которые могли бы конкурировать с западными компаниями». «В итоге более 60% промышленного потенциала страны оказалось за бортом, многие предприятия были обанкрочены, потеряли инженерный корпус. Вторая в мире советская экономика упала почти на сто позиций. Ни одна страна мира, в том числе страны Восточной Европы - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, я уже не беру Китай, Вьетнам, такого рода приватизации не проводили», - продолжил глава СП.
«Что касается залоговых аукционов, то это была просто полумошенническая схема, когда люди брали кредит у банка, за бесценок покупали крупнейшие предприятия, иногда даже не возвращая кредит. Тут вопросов нет, комментариев тоже», - подчеркнул Степашин. Он добавил: «Кстати, Анатолий Чубайс честно признался, когда мы издали свой доклад по приватизации, что задача ставилась одна: ликвидировать промышленно-экономическую основу для коммунистического реванша, то есть задача была чисто политическая. И с Егором Гайдаром мы это обсуждали не раз».
Он отметил: «Массовая приватизация и даже залоговые аукционы де-юре легитимны. Все делалось в соответствии с законами и указами того времени». По его словам, «ставить вопрос о деприватизации с юридической точки зрения некорректно». «Более того, у многих приватизированных предприятий даже в 2003 году уже сменились собственники. И они работали эффективно. Деприватизация могла серьезно ударить по экономической основе государства», - добавил Степашин.
Глава Счетной палаты отметил, что сразу после доклада с предложением компенсации выступили несколько крупных бизнесменов. Он добавил: «Думаю, и сейчас найдутся те, кто готов частично компенсировать "нечестную" приватизацию. Если это добровольная компенсация, вопросов нет, пожалуйста, мы будем только приветствовать».
Глава СП заявил: «Я еще раз хочу обратиться не как председатель Счетной палаты, а просто как гражданин к совести некоторых наших чрезвычайно богатых людей. К сожалению, наши сегодняшние предприниматели не всегда охотно принимают участие в таких делах».
«В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле», заявил он.
«Главное сейчас в том, чтобы мы наконец поставили точку в приватизации 90-х годов. Надо сказать правду о том, что было тогда, и аккуратнее подойти к будущей приватизации», - подчеркнул Степашин.
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
Причина определенного недоверия общества к бизнесу кроется в девяностых годах, когда крупный бизнес получил очень серьезные финансовые активы и этот процесс не был легализован, легитимизирован в сознании граждан.
До сих пор это расценивается как форма экспроприации. Необходимо легализовать бизнес в глазах общества. Для этого необходимо популяризировать это направление. Сейчас, например, большая часть американских студентов мечтает об открытии собственного бизнеса, в то время как большая часть российских студентов мечтает о работе в госкомпаниях.
Очевидно, что российские люди пока не готовы взять на себя ответственность за разработку бизнес-идей и ведение бизнес-проектов. Следовательно, у них самих складывается соответствующее отношение к бизнес-структурам, как форме такого бесплатного корма. Необходимо менять этот подход кардинально за счет популяризации бизнеса как такового, популяризации индивидуальных форм предпринимательства, малого, среднего бизнеса, поддержки и создания льготных условий для его развития, формирования отдельных образовательных программ, связанных с капитализацией собственных идей и разработок.
Фактически речь идет об ощутимых механизмах внедрения своих бизнес-проектов. Если этой сфере будет придан дополнительный стимул к развитию, тогда отношение к бизнесу как таковому и предпринимательству со стороны граждан будет серьезно изменено. Как следствие, будет меняться отношение власти к бизнесу не как к дойной корове, а как к стратегическому партнеру, с которым можно сделать очень серьезные мощные инвестиционные проекты.