Статья
2884 30 мая 2017 16:55

Стресс-тест для школьников

Вчера выпускники сдавали  первые в этом году ЕГЭ по географии и информатике. Однако, главным инфоповодом стал не высокий процент желающих подтвердить свои знания по этим предметам, а  хакерская атака на ресурс онлайн-наблюдения за ходом проведения экзамена, что может быть ответной реакцией на ужесточение технического контроля за школьниками.

Многие считают, что новая и такая пугающая многих учащихся аббревиатура ЕГЭ вошла в обиход в 2009 году, когда сдача Единого Государственного Экзамена по некоторым предметом стала обязательной. Однако, на самом деле практика по введению Единого Государственного Экзамена в нашей стране начинается с 2001 года. Именно тогда Министерство образование запустило процесс поэтапного введению единого государственного экзамена. Нововведение подразумевало  объединение выпускных и вступительных экзаменов, а также уменьшение существенных различий в требованиях школ и высших учебных заведений. Бонусом планировалось разобраться с участившимися в 90-е годы прецедентами блата при поступлении и повысить общий уровень образования. В рамках эксперимента ЕГЭ был проведён в 2001 году в таких республиках как Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. К 2008 году, волна ЕГЭ накрыла уже все регионы, однако решение о том, сдавать экзамены в новой форме или нет принимали учащиеся. В 2009 году сдача русского языка и математики в форме ЕГЭ стала обязательной.

Споры по поводу проведения экзамена в подобной форме ведутся уже более 15 лет, начиная с момента, когда эта практика только зарождалась и достигли апогея в последние годы, из-за ужесточения мер по контролю за сдачей экзамена. Количество металлоискателей и камер в местах проведения ЕГЭ с каждым годом растет, а вместе с ними растет и напряжение выпускников.

Как и у любого другого нововведения ЕГЭ довольно быстро обрел как сторонников так и противников.

Сторонники подобной формы итоговой аттестации говорят о большом количестве плюсов ЕГЭ. В качестве довода приводят упрощенную систему поступления в высшие учебные заведения, особенно для иногородних абитуриентов, которые могут направить результаты экзаменов сразу в несколько вузов по почте. Напомним, что раньше школьники сдавали сначала выпускные экзамены в школе, а затем вступительные, установленные уже вузом. Не всегда школьникам хватало времени и сил для того, чтобы подстраховаться и подать документы сразу в несколько высших учебных заведений, что несомненно отражалось на результатах.

Автоматизированная система проверки частей А и B менее трудозатратна и позволяет экономить на привлечении человеческих ресурсов.

Позитивно смотрят сторонники ЕГЭ в будущее, отмечая, что подобная система сдачи экзаменов давно распространена в развитых странах, а значит существует вероятность, что когда-нибудь отечественные аттестаты о среднем образовании будут котироваться за рубежом. Ну и совсем в идеале растущие с каждым годом требования к ЕГЭ должны привести к улучшению качества образования.

Также неоднократно заявлялось, что ЕГЭ – лучший способ избежать коррупции и случаев протекционизма при поступлении. В теории.

Противники новой системы оценивания выпускников, коих оказалось больше, естественно на каждый довод сторонников ЕГЭ нашли опровержение.

Главный довод против тестовой формы сдачи экзаменов – доведенное практически до автоматизма зазубривания правил и заданий определенного типа пагубно сказывается на логическом и творческом мышлении. Так, любое отступление от строгих правил может привести к неудовлетворительному результату, какие бы гениальные масли при этом не высказывал школьник. Ведь даже количество аргументов «за» и «против» при написании эссе в части C некоторых дисциплин – четко регламентировано.

Компьютеризированная система проверки ответов действительно позволяет экономить на проверяющих, однако зачастую ведет к ошибочному распознаванию ответов и как результат – экзаменуемый теряет балы. Так, нередки случаи, когда школьники нечаянно вписывали верный ответ в неверное поле. Напомним, что специально созданная апелляционная комиссия не рассматривает случаи связанные с частями А и Б.

Искоренить коррупцию посредством нововведений тоже оказалось делом непростым. Если изначально введение ЕГЭ должно было бороться с бюрократией при приеме в вузы, то теперь в этом отпадала необходимость. Появилась практика покупки хороших результатов выпускного экзамена. Получается, что коррупция никуда не делась, просто сменила дислокацию с университетов на школы.

Да и без скандалов не обошлось.

В 2009 году, после приказа Минобрнауки России об обязательной сдаче русского и математики в новой форме, был подан иск в Верховный Суд России. Судебное разбирательство начала группа родителей школьников выпускных классов, которым пришлась не по нраву стандартизация выпускных экзаменов. Иск был рассмотрен, однако судом была доказана правомерность новой  формы государственной итоговой аттестации.

Спустя ровно год в Ростовской области разразился крупный коррупционный скандал, связанный с проведением ЕГЭ в в Ростовской и Саратовской областях, Республике Дагестан и некоторых других регионах. Уголовные дела были заведены против педагогов, которые за плату решали задания аттестационного экзамена за школьников. В одной только Ростовской области в связи с этим делом были задержаны 70 учителей.

На весну 2013 года приходится одно из самых масштабных происшествий, связанных с ЕГЭ. Речь идет о полной утечке всех экзаменационных заданий и ответов по всем предметам в сеть за несколько дней до проведения экзаменов. Как оказалось, в социальных сетях оперативно появились группы, торгующие материалами КИМов и готовыми ответами на задания. Единичные случаи "вброса" кусков экзаменационных материалов встречались и раньше, но не в таких масштабах. Во многом, именно этот случай и последовавшее за ним расследование повлекли за собой ужесточение мер по контролю за проведением экзамена.

Волну недовольства вызвали также усиления методов контроля проведения экзамена в последние годы. Если доставка запечатанных экзаменационных материалов силами Центра спецсвязи ночью накануне экзамена и присутствие специальных федеральных инспекторов выглядело разумной мерой предосторожности, то установка системы видеонаблюдения и подавление сигналов связи в местах проведения ЕГЭ повлекли за собой негодование школьников и их родителей. По их словам подобные меры пагубно сказывались на психологическом и моральном состоянии выпускников, что соответственно могло повлиять на результаты экзамена.

Так, опыт проведения Единого Государственного Экзамена демонстрирует  довольно противоречивые результаты. С одной стороны, 100 бальная шкала, в отличии от 5 или 10 бальной позволяет упростить и сделать более справедливой оценку экзаменационного ответа, а возможность сдать необходимый предмет один раз вместо двух (как минимум) бережет силы и время ученика. Однако скандалы связанные с укоренением данной системы контроля знаний и растущие год от года требования позволяют с большой долей вероятности предполагать, что полемика вокруг ЕГЭ еще долго не утихнет. 

Автор: Валерия Блиничева

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".