Таможенный союз снял контроль
Россия в рамках развития Таможенного союза с 1 июля отменяет все виды госконтроля на границе с Белоруссией и оставляет только пограничный контроль на границе с Казахстаном.
Соответствующие документы были ратифицированы всеми странами-участницами Таможенного союза.
«При пересечении границы на белорусском направлении вообще не будет никаких контролеров и не будет заметно, что вы пересекаете границу и должны пройти контроль. На казахстанской границе остается статус государственной границы, можно пересекать границу только в пунктах пропуска, в которых будут располагаться только пограничные службы, которые будут осуществлять свой вид контроля», - пояснил «Интерфаксу» начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимир Ивин.
До последнего момента одним из спорных вопросов при снятии таможенного контроля было несовпадение ставок ввозных пошлин по 406 позициям между РФ и Казахстаном, которые в Казахстане были существенно ниже.
В начале недели Россия согласовала предложения Казахстана. Как пояснил Ивин, по 321 позиции Казахстан принял решение повысить импортные пошлины до уровня российского. По 88 позициям, половина из которых лекарственные средства, было принято решение контролировать администрирование пошлин при сертификации данных товаров. «Другая спорная позиция - импорт железнодорожного подвижного состава. Там администрирование пошлин будет контролироваться при постановке этой техники на учет», - сообщил Ивин. В отношении импорта промышленных теплиц, фольги, полимеров Казахстан планирует ввести институт специальных импортеров и квотировать ввоз данных товаров на территорию страны.
По словам источника в правительстве РФ, в середине июля будет проведено заседание комиссии Таможенного союза, на котором будут подведены первые итоги отмены контроля на границе.
При этом, реформу системы управления комиссией Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана планируется завершить к 1 января 2012 года.
«Нагрузка на вице-премьеров, работающих в КТС, сильно возрастет, поэтому мы запустили процесс реформирования комиссии», - сообщил источник в правительстве РФ. Он напомнил, что Россия, Белоруссия и Казахстан уже передали на уровень комиссии ряд полномочий [в том числе по проведению антидемпинговых расследований] и количество полномочий с созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) будет расти.
По его словам, пока существует условная схема, согласно которой в КТС появится постоянно действующий орган. «У нас остаются вице-премьеры, которые будут собираться раз в месяц, но у нас будут направленные государствами международные чиновники, которые будут облечены большой ответственностью. Мы определим, какие вопросы мы отдаем на их решение. И они смогут в текущем постоянном режиме такие решения принимать. КТС в составе трех вице-премьеров сможет пересматривать или модифицировать эти решения», - сообщил источник, пояснив, что это пока условная схема, а не согласованный документ.
Ранее сообщалось, что спецпредставителем по переговорам по внесению изменений в договор о комиссии Таможенного союза от России назначен министр промышленности и торговли Виктор Христенко.
Отвечая на вопрос о том, станет ли Христенко впоследствии «международным чиновником» в обновленной комиссии Таможенного союза, источник сказал, что решение будут принимать президенты трех стран, хотя «человек с таким опытом в интеграционных процессах на нынешнем этапе был бы, безусловно, полезен».
Говоря о международных перспективах развития ЕЭП, источник сообщил, что зоны свободной торговли планируется расширить и за его пределы. Уже идут переговоры по двум новым соглашениям о свободной торговле с ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) и Новой Зеландией. «Это не самые крупные наши торговые партнеры, но это важно, потому что этот документ рассматриваем в качестве пилотного», - говорит источник. Также, по его словам, созданы исследовательские группы, которые изучают целесообразность заключения соглашений о свободной торговле от имени Таможсоюза с Сирией, Вьетнамом, Монголией, Египтом.
Россия, несмотря на открытие границ с Белоруссией и Казахстаном, не может вмешиваться в работу таможенных служб этих стран, заявил Владимир Ивин в эфире телеканала «Россия 24».
«Наших представителей, в том числе на границе Казахстана с Китаем, не будет», - заявил он.
Представитель ФТС сказал, что служба имеет представительства в Белоруссии и Казахстане: «Они согласовали порядок, по которому можно обсудить проблемные вопросы, но мы не можем вмешиваться в работу национальных таможенных служб этих стран».
Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана Владимир Путин, Михаил Мясникович и Карим Масимов договорились провести в Москве 12 июля этого года встречу в трехстороннем формате, сообщил пресс-секретарь главы правительства РФ Дмитрий Песков.
«В ходе телефонных разговоров была дана высокая оценка нынешнему этапу формирования единого экономического пространства между тремя странами», - сказал Песков.
Он отметил, что символом этого этапа стала вступившая с сегодняшнего дня в силу снятие «всех таможенных пунктов на границах трех стран».
Собеседники, добавил Песков, констатировали, что таким образом Россия, Казахстан и Белоруссия выполнили все соответствующие обязательства по формированию общего таможенного пространства.
«Владимир Путин отметил, что это - самое большое событие на территории бывшего СССР в период после его крушения», - сказал Дмитрий Песков.
Наряду с этим, добавил он, главы правительств трех государств договорились провести в российской столице 12 июля текущего года рабочую встречу в трехстороннем формате, «а также инициировать проведение в Москве бизнес-форума с участием деловых кругов трех стран».
Что касается интеграционных процессов в целом, сейчас Таможенный союз является достаточно привлекательным интеграционным образованием на постсоветском пространстве. На мой взгляд, у руководства России и Казахстана есть понимание того, что эта организация могла бы в какой-то степени компенсировать недостаток влияния Содружества независимых государств (СНГ). Такое наднациональное экономическое образование демонстрирует работоспособность, эффективность, подтверждение которому как раз можно считать отмену всех видов контроля на границе с Белоруссией и таможенного контроля с Казахстаном.
Создание Таможенного союза эксперты оценивают достаточно высоко. Остается подождать и посмотреть, как он будет работать.
При этом надо отметить, что у одного из участников Таможенного союза - Белоруссии - сейчас очень сложная экономическая ситуация. При этом российско-белорусские отношения переживают далеко не лучший этап, и то непродолжительное потепление, которое наблюдали наши страны после президентских выборов в Белоруссии, фактически исчезло. Наоборот, отношения переходят в новую конфликтную стадию.
И в этой связи экономическая политика, которую сейчас реализует Александр Лукашенко, конечно, не способствует реализации интеграционного потенциала Таможенного союза, который был в нем заложен и в прошлом году и даже в 2009 году. Сейчас введен запрет на вывоз ряда товаров из Белоруссии в целях спасения белорусской экономики.
Кроме того, есть решения о покупке того же бензина на границе в иностранной валюте для того, чтобы стимулировать приток иностранной валюты. И в этой связи такая ситуация на белорусско-польской и на белорусско-литовской границе говорит о том, что вопрос двустороннего международного партнерства в торговле является для Минска более приоритетным, нежели функционирование по линии Таможенного союза.
При этом хочу отметить, что с отменой всех видов контроля на границе с Белоруссией приток белорусских товаров и на российскую территорию, и на территорию Казахстана должен был увеличиться. Но, по сути, сейчас в Белоруссии ничего для этого не предпринимается.
В виду того, что в последнее время наблюдалось напряжение в российско-белорусских отношениях (это и достаточно резкие заявления Лукашенко в адрес России, и проблемы в сфере электроэнергетики), я думаю, что пока отмена этих пошлин никак не скажется на состоянии двусторонней российско-белорусской торговли.
Что касается Казахстана, я полагаю, что товарооборот между нашими странами в связи с принятыми мерами несколько повысится. При этом надо понимать, что достаточно активная торговля ведется у Казахстана с Китаем. И здесь важно посмотреть, как поведет себя потом Китай по отношению к Казахстану, если будет считать себя ущемленным. В Астане очень внимательно относятся к китайскому направлению и в экономике, и в торговле, и в политике. Им не хотелось бы терять такого крупного и важного партнера. Поэтому, я думаю, что Казахстан, активно участвуя в интеграционных процессах в рамках Таможенного союза, будет стараться не ущемлять двустороннего казахско-китайского партнерства.
Долговременный эффект от вступивших сегодня мер по отмене всех видов контроля на границе с Белоруссией и таможенного контроля с Казахстаном, на мой взгляд, несомненно, будет позитивным.
Для Белоруссии сегодня это - несомненное благо. Учитывая резкую девальвацию белорусской валюты, товары серьезно подешевели, и у них реально возникает возможность увеличить объемы продаж за рубеж. В первую очередь это касается России, в меньшей степени Казахстана, потому что там очень длинное транспортное сообщение. Так что отмена всех видов контроля на границе с Белоруссией в рамках Таможенного союза - в первую очередь для Минска очень позитивная новость.
В целом, я считаю, что само по себе это нововведение даст в течение ближайших месяцев рост оборота взаимной торговли.
Но я думаю, что сейчас главная проблема в развитии Таможенного Союза связана с дальнейшим его расширением. Например, есть желание со стороны Киргизии и Таджикистана интегрироваться в это объединение. Но и в той и в другой стране правительства не в состоянии обеспечить контроль над границей, и, соответственно, возникает необходимость помощи извне. Речь идет о помощи России и Казахстана в оборудовании совместных пограничных и таможенных пунктов. При этом, скажем, в Таджикистане идет процесс вывода российских пограничников. Поэтому я полагаю, что интеграционный процесс с этими двумя странами на том уровне, как мы видим между Россией, Казахстаном и Белоруссие,й очень затруднителен. Я думаю, что такой интеграционный процесс сейчас невозможен, иначе мы получим поток контрабанды и наркотрафика. К сожалению, в этих странах только внешний контроль способен минимизировать этот поток.