«Танцующий» мост укрепят противовесами
Для гашения колебаний конструкций «танцующий» мост в Волгограде оснастят специальными «гирями», сообщил замгубернатора области Юрий Коваль.
Коваль сказал: «Первоначально предполагалось, что на мосту будут установлены ветрообтекатели, которые будут уводить ветер и не допускать явлений резонанса. Испытания в ЦАГИ показали, что при разных скоростях ветра и его направлениях этот вариант не очень эффективен. Поэтому было принято решение по установке демпферов, так называемых поглотителей колебаний», пишет «Взгляд».
Замгубернатора пояснил, что демпфер – это устройство, которое представляет собой некий противовес на пружине, который в случае возникновения колебаний начинает работать в обратную сторону и «таким образом гасит колебания». «Такие демпферы должны быть установлены на каждом из трех длинных пролетов моста. Их будет установлено три. Вес каждого порядка 5,5 тонн», – уточнил Коваль.
По его словам, сроки изготовления и поставки таких устройств занимают около шести недель. Ориентировочная стоимость оценивается в 70 млн рублей. «По срокам пока сложно сказать, но мы полагаем до конца года эти работы завершить», – сказал замгубернатора.
Коваль также сообщил, что на следующей неделе власти Волгоградской области снимут ограничения на проезд грузового транспорта по мосту: «Я думаю, на следующей неделе мы запустим грузовой транспорт».
Пока на мосту в Волгограде движение открыто только для легкового транспорта. Грузовики, пассажирские автобусы и маршрутные такси пользуются объездной дорогой через плотину Волжской ГЭС.
В конце июля стало известно, что Счетная палата при проверке смет строительства моста через Волгу в Волгограде выявила финансовые нарушения на сумму в 152 млн рублей, а также удорожание проекта почти на 1,5 млрд рублей.
Вечером 20 мая в Волгограде было полностью перекрыто движение по новому мосту через Волгу, открытому в октябре 2009 года. Кроме того, судам было запрещено проходить под этим мостом. Причиной запретов стали сильные колебания конструкции моста, возникшие во время ливня с ветром. Очевидцы сообщали, что амплитуда колебаний достигала 1 метра.
По данным замминистра транспорта Олега Белозерова, амплитуда составляла порядка 40 см.
21 мая президент России Дмитрий Медведев поручил контрольному управлению президента и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования, строительства и эксплуатации моста в Волгограде, а также соблюдения при этом соответствующих нормативов и требований.
Если учитывать, что это мост «нового поколения», при его проектировании учитываются только несущая способность и устойчивость балки. На колебания его никто никогда не считает. Поэтому и возникла ситуация, что он вошёл в резонанс из-за ветра и приобрёл колебания с достаточно большой амплитудой.
Вариант с отводом ветра ветрозащитными щитами или ветрообтекателями, конечно, рабочий, но так как ветер там порывистый, то всё равно часть динамической нагрузки от ветра будет передаваться, что и подтвердили испытания института ЦАГИ.
Вариант с устройствами, которые гасят колебания (демпферами) на самом деле оправдан. Единственный минус – увеличивается вес моста, соответственно, увеличивается нагрузка на опоры. Если есть техническая возможность увеличить вес на опоры, то можно ставить. Демпферы будут работать в любом случае. Увеличится устойчивость моста.
Естественно, будут достаточно сложные работы по установке, потому что существует уже готовая смонтированная конструкция, к которой нужно прикреплять демпферы. Конечно, и тут могут быть злоупотребления. Есть вопрос качества работ и того, кто будет это делать - организация, которая в полном объёме имеет технику, специалистов и т.д., или организация, которая за определённый откат выиграет конкурс и просто привлечёт субподрядчиков, которые тоже ничего не умеют - это вопрос того, будет ли контролироваться конкурс. Конкурсы у нас практически никогда не контролируются.