Статья
2537 22 декабря 2021 13:16

Telegram становится профессиональнее: эксперты о роли мессенджера в политическом процессе

В 2021 году Telegram стал самым быстрорастущим мессенджером в России, говорится в исследовании «Мегафона». По данным компании, востребованность приложения связана с тем, что оно также является источником информационного контента, важной частью которого является политика. «Актуальные комментарии» поговорили с экспертами о том, как будет развиваться рынок политических Telegram-каналов.

Наиболее активно мессенджером пользуются в 50 регионах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Самарская и Челябинская области, Забайкальский край. В этих субъектах Telegram обогнал по популярности WhatsАpp.

При этом, по словам экспертов, чаще всего россияне пользуются WhatsАpp — 48% трафика, однако за 2021 год этот показатель упал на четверть. Использование Telegram, наоборот, возросло на 26% — 44% трафика. Если такая динамика сохранится, то уже в следующем году, платформа может выйти на первое место среди мессенджеров в России.

Одновременно с этим Telegram стал самым быстрорастущим мобильным приложением во всем мире. По данным компании App Annie, мессенджер является лидером по росту ежемесячно активных пользователей в 2021 году. Помимо этого, Telegram вошел в ТОП-10 самых скачиваемых приложений.

Согласно TGStat, самым популярным политическим Telegram-каналом является «Незыгарь», на который подписано свыше 325,5 тыс. человек. При этом количество просмотров всех публикаций за 2021 год составило более 442,1 млн. 

Второе место у «Сталингулаг». На канал подписано 312,7 тыс. человек, а количество просмотров за год составило 39 млн. Замыкает тройку лидеров канал «Соловьёв» с 247,5 тыс. подписчиками. При этом за год количество просмотров публикаций составило 1051,8 млн.



Помимо этого, в ТОП-10 популярных политических каналов вошли «Навальный» (246.4 тыс. подписчиков), «Дабл Ять» (231 тыс.), «Усы Пескова» (229,2 тыс.), «Генерал СВР» (214,4 тыс.), «Бойлерная» (205,1 тыс.), «Мейстер» (193 тыс.), «Команда Навального» (176, 3 тыс.).

Между тем Telemetr приводит данные, согласно которым самым популярным российским Telegram-каналом является «Москвач». На него подписано более 367,6 тыс. человек. Далее идут «Незыгарь», «Соловьев», «Навальный», «Усы Пескова», «Легитимный» и «Генерал СВР». Кроме того, в ТОП-10 попали авторские каналы Марии Шукшиной, журналиста Алексея Пивоварова и блогера Ильи Варламова. 

В свою очередь «Медиалогия» подготовила рейтинг политических каналов Telegram по количеству просмотров за ноябрь этого года. По данным компании, первое место занимает «Давыдов.Индекс», где среднее количество просмотров одного поста достигает 403,9 тыс. Далее идут канал Вячеслава Володина (349,8 тыс.), «Генерал СВР» (207,8 тыс.), «Сталингулаг» (139,1 тыс.) и канал Пивоварова (111,5 тыс.).

Тем временем эксперты считают, что роль Telegram в политическом процессе продолжит расти, учитывая удобство мессенджера. При этом они не исключили, что в интернет-пространстве может появиться другая площадка, которая составит конкуренцию проекту Павла Дурова. 

Так, политолог Марат Баширов отметил, что Telegram является достаточно узким сегментом с точки зрения распространения информации.

«В нем собрана премиальная аудитория — это в первую очередь лица, которые принимают решения в политике, экономике, социальной сфере, культуре, промышленности, люди, которые обслуживают их, а также эксперты. То есть это коммуникационная среда условно для элиты страны и тех, кто обслуживает эту элиту. Сам Telegram мало влиял на результаты выборов, но понятно, что, если вы проносите какую-то идею в голову лицу, принимающему решение, тогда, конечно, это начинает принимать уже более глобальный характер. Но это именно площадка распространения информации, смыслов и идей. Здесь идет очень насыщенная, яростная борьба за смыслы. Именно поэтому сейчас очень многие, кто до этого отрицал Telegram, выходят со своими неанонимными аккаунтами, потому что они хотят участвовать в этой дискуссии», — подчеркнул политолог. 

Эксперт также привел данные некоторых аналитических компаний, которые оценили Telegram-сообщество. 

«По данным „Медиалогии“, 16% депутатов Госдумы имеют Telegram-каналы. За ноябрь совокупное число просмотров их каналов составило пять миллионов, то есть это очень значительная цифра. Deloitte в исследовании „Медиапотребление в России в 2021 году“ приводит данные, что активными пользователями Telegram являются 52% всей аудитории рунета, а 61% пользователей, как минимум, скачали мессенджер на свой смартфон. При этом надо понимать, что не все из этих 52% или 61% активно читают политический сектор Telegram. Они все-таки в большей степени используют Telegram для переписки, считая, что он более защищённый, чем тот же WhatsApp. Тем не менее сама по себе цифра значительная», — заметил Баширов. 

Он также добавил, что роль Telegram в политическом процессе будет оставаться высокой, пока элиты не найдут другую площадку, которая будет такой же удобной. 

«Самое главное, почему политический сектор Telegram стал активно расти, — это удобство. То есть вы одновременно можете вести свою закрытую переписку, читать каналы, мгновенно получать сообщения, вы сразу видите, что в каком-то канале появился новый пост. Тут присутствуют все атрибуты: передача фотографий, видео, сканов, текстов, роликов. Вы также можете делать ссылки на другие аккаунты. Дуров развивает Telegram, как экосистему обмена личной и общественно информации. Поэтому пока не появится что-то аналогичное, то элиты будут использовать мессенджер и в дальнейшем», — указал Баширов. 

В свою очередь глава компании «Максимов Консалтинг» Андрей Максимов подчеркнул, что у Telegram есть несколько специфических направлений работы. 

«Первое и классическое — это Telegram, как мессенджер, то есть базовые рассылки в кампаниях по избирателям, которые имеют свои аккаунты на платформе. В принципе это сейчас делают все, поэтому здесь нет ничего особого. Второе — это Telegram-каналы, то есть элитная коммуникация, когда нужно дать сигналы определенным федеральным или региональным элитам. Здесь используются Telegram-каналы, потому что многие до сих пор считают, что это своего рода инсайдерская информация, хотя достаточно часто такие каналы просто манипулируют своими пользователями. Третье — это внутренняя закрытая коммуникация штабов, которая позволяет нормально взаимодействовать и обмениваться информацией. Четвёртое — это Telegram-боты, которые позволяют контролировать работу агитаторов», — отметил он. 

По мнению эксперта, Telegram — это просто еще один инструмент в политической коммуникации. 

«Telegram — это пока недосоциальная сеть. Там есть Telegram-чаты, которые тоже могут достаточно эффективно использоваться в ходе избирательной кампании, но они своего рода „зеркала“ или продолжение темы тематических WhatsApp-чатов или Viber-чатов. Для этого чаты делались в Агенте Мail.ru, чтобы работать с каким-то целевыми аудиториями, то есть создается группа, и они начинают транслировать или обсуждать некую точку зрения для того, чтобы на выходе продвигать какие-то месседжи или кандидата. В целом, Telegram — это просто еще один инструмент. У нас эволюция мессенджеров идет с 1997-1998 годов, когда появилась ICQ. Эта система сразу начала применяться очень широко в избирательных кампаниях для коммуникации внутри штабов, обмена информации. После этого появился Агент Мail.ru, далее Viber, WhatsApp. Некоторые используют „ТамТам“, хотя он, конечно, не получил большого распространения», — указал Максимов. 

Он добавил, что Telegram является популярным прежде всего потому, что он своего рода — наследник создателя VK. 

«Поэтому в России он имеет достаточно большое влияние. Второе — вокруг него непрерывно создаются новые информационные поводы, которые привлекают к нему внимание, как к инструменту коммуникаций. Он достаточно быстро развивается не только у нас в стране, но и во всем мире. Это связано с тем, что WhatsApp, войдя в систему коммуникаций Meta* и применяя определенную цензуру в отношении некоторых пользователей, в некотором роде дискредитировал себя перед массовым пользователем, особенно тем, кто хочет иметь закрытые коммуникационные каналы. Telegram пока во всю транслирует на весь мир непредоставление кодов спецслужбам и конфиденциальность информации. Плюс в ходе пандемии некоторые мессенджеры получили возможность проводить внутренние собрания, митинги, коллективные обсуждения. Сюда же можно отнести обмен видеоинформацией, но это есть не только в Telegram. В принципе коммуникационные возможности всех мессенджеров возрастают, идет очень жестокая конкуренция между ними», — заявил Максимов. 

Помимо этого, политолог обратил внимание, что россияне очень трепетно относятся к отечественным IT-продуктам. 

«Так как создателем Telegram является Дуров, то к нему привлекается внимание пользователей, потому что свой отечественный продукт, особенно в сфере IT, мы как-то традиционно больше любим, чем зарубежный. Достаточно посмотреть на тот же „Яндекс“, который до сих пор у нас является в авангарде поисковых систем. „Яндекс.Браузер“ тоже достойно себя чувствует на уровне Google Chrome. Даже в мобильных устройствах мы используем „Яндекс.Навигатор“, а не Google Maps в отличие от всего остального мира. Telegram тоже рассматривается многими, как отечественный высококачественный IT-продукт», — резюмировал он. 

Эксперт Центра политической конъюнктуры Михаил Карягин отметил, что с развитием массовости инструмента будет увеличиваться и качество контента политических Telegram-каналов. «Уровень некоторых Telegram-каналов уже сопоставим с небольшими федеральными СМИ. Если раньше на платформе были любители, которые просто писали о политике, вбрасывали и развивали не столь заметные информационные кампании, то теперь это настоящая индустрия. Некоторые Telegram-каналы проводят даже собственные микро-исследования, привлекают экспертов для повышения статусности ресурса. Очевидно, что многие каналы будут играть все более значимую роль в информационном поле».

* Компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. Facebook и Instagram запрещены в России. 
15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения. 1 декабря 2023 Новости  Обвинения в манипуляциях: конфликт Маска с центрами по борьбе с дезинформацией С момента обострения ближневосточного конфликта в начале октября социальную сеть Х* стали обвинять в распространении расистского контента. Эксперт американского аналитического центра American Enterprise Institution Клэй Калверт обратил внимание на как минимум два судебных прецедента, связанных с такими обвинениями. КомментарийКомментарий После Дагестана: как беспорядки изменят информационное пространство политологМихаил Карягин
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".