Статья
996 26 января 2021 9:46

TikTok на выборах в Госдуму: как политики будут влиять на молодежь

Интернет и социальные сети все чаще используются в политических кампаниях. Одним из открытий парламентских выборов 2021 года может стать соцсеть TikTok, которая является самой быстрорастущей в России, а ролики на политическую тематику в ней с недавних пор набирают десятки миллионов просмотров.

Китайский сервис TikTok, ставший настоящим феноменом 2020 года, представляет собой яркий пример того, что называется «клиповым мышлением», то есть восприятием информации через разрозненные образы, как в музыкальных клипах. Количество пользователей TikTok по всему миру превышает 500 млн человек. У TikTok репутация соцсети для детей и подростков, но это ошибочный стереотип, так как больше половины российской аудитории составляют пользователи от 25 лет.

Сеть TikTok была выбрана основной площадкой пропаганды в преддверии объявленных в России митингов в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Станут ли использовать платформу представители российской власти, в том числе в рамках предвыборных кампаний, и какие политические силы уже вовлечены в сервис, — разбирались «Актуальные комментарии».

Особенности и статистика пользователей TikTok в России

В России в 2020 году приложение TikTok, по данным исследования компании AppFollow, стало лидером в AppStore с самым высоким средним рейтингом в категории Overall (все приложения). В магазине Google Play приложение TikTok заняло первую позицию в категории «Социальные сети».

Согласно данным исследовательской компании Mediascope, в мае 2020 года российская аудитория сервиса составляла 20,2 млн человек (ежемесячное число активных пользователей). При этом больше всего оказалось пользователей в возрасте от 25 до 44 лет (44,8%). Доля подростков от 12 до 17 лет, которые каждый день заходят в TikTok, составила на тот момент 17,3%, молодых людей от 18 до 24 — 16%. Чаще всего сервисом пользуются люди со средним (37%) и высоким доходом (30%). 73% российских пользователей заходят в TikTok с устройств на Android, 27% — с iOS.

К осени количество россиян, активно пользующихся сервисом, увеличилось до  22,7 млн человек.

В русскоязычном топе у хэштега «политика» более 900 млн просмотров — это почти в два раза больше, чем у тэга «котята». В англоязычном сегменте тэг «politics» собирает 7,5 млрд просмотров, а «dance» — 250 млрд.

Политизация TikTok

Российский сегмент TikTok стремительно политизировался после задержания Навального. Школьники агитируют прийти на субботний митинг в защиту политика и против коррупции — их ролики с протестными хэштегами набирают десятки миллионов просмотров.

«Из всего, что я видел за последнюю неделю, больше всего оптимизма внушают тиктоки школьников, снимающих со стен в классе портреты Путина. Потому что от этого совершенно непонятно как защищаться. К взрослым можно выпустить [телеведущего Владимира] Соловьева, к юристам — [сенатора Андрея] Клишаса, к журналистам — [пресс-секретаря российского президента Дмитрия] Пескова, заболтать, замотать, отшутиться. Школьники ничего не знают про 46-ю статью Уголовно-исполнительного кодекса», — обратил внимание адвокат Илья Новиков в колонке The Insider. По его словам, сторонникам Навального не стоит так активно настаивать на «незаконности» процесса над политиком, потому что закон можно поменять и трактовать по-разному.

20 января Роскомнадзор потребовал от администрации TikTok удалить и прекратить распространение видео, которые призывают несовершеннолетних участвовать в незаконных протестных акциях. В тот же день Институт прогрессивного образования предложил внедрить для чиновников ежегодные курсы «Тренды цифровой молодежной среды», на которых освещались бы такие вопросы как геймификация, основы ведения современных социальных сетей на примере TikTok, а также ознакомить слушателей со молодежным сленгом и мемами.

«Дети 12-14 лет — это ядро TikTok. Тема, которая попадает в топ, таргетируется на эту аудиторию. Такая раскрутка пошла из-за трех моментов. Во-первых, есть политизированная аудитория, люди, которые считают себя оппонентами каким-то федеральным политикам. В данном случае тема задержания Навального стала популярна. Второй момент — популярным блогерам нужно быть в тренде, они подстраиваются под хэштеги. Пользователи соцсети живут в разных регионах, поэтому люди акцентируют на региональные истории. С 19 по 21 января сработала классическая самозаводящаяся механика соцсетей», — таким образом социолог Петр Кирьян объяснил, почему сторонники Фонда борьбы с коррупцией выбрали именно аудиторию TikTok.

По его словам, роль сыграло также то, что из-за пандемии дети, особенно подростки 12-14 лет, много времени проводили дома, а с друзьями они общались в основном в соцсетях.
«Если возникала какая-то движуха, то происходило активно распространение этой темы. В качестве итога могу сказать, что действия сторонников ФБК были грамотно таргетированы на аудиторию, у которой пока нет жизненного опыта. Детям в этом возрасте не просто, попадая в категории „с нами“ или „не с нами“, делать выбор в пользу чего-то третьего. Произошел моментальный взлет темы. Куча тик-токеров пыталась привлечь к себе внимание. В итоге произошел эффект снежного кома», — отметил социолог.

В июне 2020 года видеошеринговый сервис стал основной площадкой для фейковых вбросов и масштабной кампании против поправок в Конституцию в преддверии голосования. «В TikTok набирает популярность видеоролик, в котором утверждается, что на голосовании по принятию поправок в Основной закон страны члены избиркомов якобы предлагают избирателям специальные ручки с исчезающим чернилами, чтобы потом подделать их голоса. В связи с этим распространяющие видеозапись рекомендуют избирателям обязательно приносить на участки свои ручки, чтобы их голоса „не украли“», — сообщил тогда в своем Telegram председатель комиссии Общественной палаты России по развитию информационного сообщества Александр Малькевич.

Вовлеченность политических сил

Хотя прямая политическая реклама в TikTok запрещена, это не означает полного запрета на политический контент, а лишь не позволяет запускать платную рекламу на политическую тему.

Известным примером появления российского политика в TikTok стали ролики с губернатором Московской области Андреем Воробьевым, которые опубликовала сотрудница подмосковного телеканала «360».

Также в TikTok активно ведут каналы кандидат в депутаты Госдумы VIII созыва от КПРФ Андрей Есаулов (более 29 тыс. подписчиков), член Партии социальных реформ Аксинья Гурьянова (188 тыс. подписчиков), Ямальская молодежная организация ЛДПР (более 4 тыс. подписчиков).

«Эта соцсеть просто невероятно популярна среди нашей молодежи, и она должна быть глубоко исследована. По ней должны быть написаны как минимум несколько диссертаций. Молодое поколение входит в эту соцсеть „на минутку“, чтобы пролистать, а потом остается на несколько часов — это очень интересно само по себе», — отметил заместитель руководителя Рособрнадзора Борис Чернышов.

Из государственных учреждений интерес к TikTok проявило министерство здравоохранения Ростовской области, которое в начале 2020 года объявило госзакупку на услуги по «созданию аккаунта в социальной сети TikTok по ведению видеоблога», посвященного борьбе с ВИЧ и СПИД.

Мировой опыт

В США в июне 2020 года благодаря кампании в TikTok был сорван предвыборный митинг Дональда Трампа, который на тот момент являлся президентом США. За несколько дней до митинга оппоненты Трампа начали распространять в TikTok призывы массово резервировать билеты на митинг. Пользователи, которые не собирались прийти, подали сотни тысяч заявок на билеты на митинг и не пришли, чтобы высмеять Трампа. В результате мероприятие собрало гораздо меньшую аудиторию, чем планировалось, а Трампу пришлось отменить одно из запланированных выступлений.

В TikTok 26-летний американец Джошуа Коллинс начал политическую карьеру и стал самым молодым кандидатом в Конгресс США, хотя и не попал в него. Ролики в его аккаунте довольно простые — как правило, он танцует или объясняет что-то, а поверх видео дополнительно наложен какой-либо политический лозунг в виде текста.

Аудитория TikTok в США в 2020 году составила 50 млн активных пользователей в месяц. С января 2018 года рост составил 800%.

Выводы и прогнозы

По  прогнозам платформы анализа мобильных приложениях App Annie, количество активных пользователей в TikTok в 2021 году составит 1,2 млрд. В 2020 году охват приложения увеличился в три раза по сравнению с 2018 годом, и аналитики наблюдают устойчивую тенденцию роста. По данным на август этого года, количество ежемесячно активных пользователей TikTok составило 700 млн человек.

По мнению политтехнолога Руслана Модина, для работы с платформой TikTok в рамках предвыборных кампаний у политиков есть ограничения, так как значительную часть аудитории сервиса составляют подростки, которые не рассматриваются как избиратели.

«Понятно, что через несколько лет это будут избиратели в возрасте 18-20 лет, однако даже эта категория у большинства наших клиентов не является целевой — мягко говоря, у них это люди 40+. Во-вторых, есть вопрос региональной вовлеченности. По некоторым данным, большинство пользователей TikTok из России являются жителями южных регионов и Северного Кавказа. Я думаю, что региональным политикам, которые развивают карьеру в этих республиках, самое время заходить в TikTok и исследовать возможные форматы присутствия там», — отметил Модин.

По его словам, политический потенциал TikTok можно будет оценить после выборов в Госдуму, «если кто-то из кандидатов не побоится сделать на него ставку».

Политтехнолог Алена Август уверена, что чиновникам, отвечающим за внутреннюю политику в регионах России, нужно активнее использовать TikTok в своей работе, чтобы уберечь детей и подростков от участия в несанкционированных митингах. Август отметила, что политика в TikTok появилась еще два года назад, однако чиновники не уделили этому пристального внимания.

«Необходимо создавать в этой соцсети позитивный контент, чтобы нашим детям было что обсуждать помимо участия в несанкционированных митингах», — добавила политтехнолог.

ФБК признан в России иностранным агентом.
Комментарии для сайта Cackle
17 февраля 2021 Новость
Блогеры на выборах в Госдуму 2021
 Блогеры на выборах в Госдуму 2021 В последние годы в российской блогосфере все чаще замечают политическую рекламу, а в год выборов в Госдуму ее должно стать еще больше. Как блогеров привлекали во время предыдущих избирательных кампаний, к чему это привело, и в чем будет заключаться специфика выборов 2021 года?
8 февраля 2021 Новость
Онлайн-бои за избирателя
 Онлайн-бои за избирателя Правила политической агитации в преддверии официального старта предвыборной кампании 2021 года могут серьезно измениться. Депутаты начали рассмотрение законопроекта № 1057336-7, который может запретить пользователям соцсетей агитировать за те или иные политические силы. Почему парламентарии только сейчас занялись этим вопросом, как в других странах регулируют агитацию...
1 февраля 2021 Новость
Медведев рассказал о целях «Единой России» на предстоящих выборах в Госдуму
 Медведев рассказал о целях «Единой России» на предстоящих выборах в Госдуму «Единая Россия» может сохранить большинство по результатам предстоящих выборов в Государственную думу в 2021 году, однако для этого необходимо много работать. Об этом заявил председатель партии, заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".