Трудовому кодексу восемь лет
Прошло восемь лет с тех пор, как в России вступил в действие новый Трудовой кодекс. Документ создал правовую базу трудовых отношений, которые сложились в рыночных условиях между работодателями и наёмными работниками. Сегодня документ считается социально ориентированным, и он сыграл не последнюю роль в защите прав работников в условиях разразившегося экономического кризиса.
Трудовой кодекс прописывает нормы рабочего времени, порядок оплаты труда, социальные гарантии в случае болезни работника, права сотрудника при его сокращении, определяется ответственность и права работодателя. В Трудовом кодексе предусмотрена возможность работников участвовать в профсоюзах, которые отстаивают интересы трудовых коллективов в социальном партнёрстве.
Трудовое законодательство не относится и не должно относиться к категории того законодательства, которое меняется часто. Речь идет о том, чтобы правила игры на рынке труда и для государства, и для бизнеса, и для работников были стабильны и формировались надолго.
Конечно, Трудовой кодекс – это все-таки документ определенной эпохи, определенного периода в развитии страны, периода выхода из 90-х годов. Тогда трудовое законодательство приводилось в более-менее современные рамки, формировалось оно в условиях рынка, с учетом того, что государство позиционировало себя как социальное. Все это было необходимо и отражало действительно серьезные потребности периода выхода из бурного десятилетия социализации и повышения обязательств государства, необходимости сигналов бизнесу о том, что бизнес должен быть социально ориентирован. Таким образом, сегодня все это находит свое отражение в современном трудовом законодательстве.
В то же время, если мы смотрим на Трудовой кодекс с точки зрения экономического кризиса, и с точки зрения необходимости модернизации, то что-то менять в кодексе нужно уже сейчас.
При этом надо помнить, что трудовое законодательство не терпит никакой спешки, суеты и частных изменений, но, тем не менее, нужно смотреть на ряд вопросов немного по-новому. Это касается, например, проблемы мобильности рынка труда, которая является для страны одной из ключевых на сегодняшний день. Актуальным является вопрос, как обеспечить баланс интересов для работников и для бизнеса и создать стимулы к тому, чтобы все-таки мобильность на рынке труда у нас повышалась.
Второй момент – одна из существенных проблем нашей экономики – это низкая производительность труда. Здесь есть вопросы, связанные с техническим и технологическим состоянием экономики. Но, тем не менее, вопрос о том, как трудовое законодательство могло бы стимулировать рост производительности труда – это тоже, я думаю, вопрос обсуждаемый, потому что это вопрос существенный.
Еще один вопрос, который выявил нынешний кризис: действительно ли трудовое законодательство создает стимул для существенной гарантии трудовых прав, и работает, в том числе, на то, чтобы политика, например бизнеса, в условиях кризиса не была ориентирована на тотальное сокращение и на воспроизводство массовой безработицы – это существенно и это важно.
Но, с другой стороны, если мы говорим о потребностях и адаптации рынка труда к новым условиям, и повышении производительности трудовой, то опять же возникают вопросы, каким образом трудовое законодательство могло бы стимулировать программы переобучения кадров, переквалификации, получения дополнительного образования, постоянного обучения в процессе трудовой деятельности и так далее.
Мне кажется, что здесь не нужно ничего ломать, нужно думать над тем, как модернизировать то же самое трудовое законодательство, причем не с точки зрения уменьшения социальных гарантий, но с точки зрения того, что действительно перед экономикой, перед страной стоят определенные стратегические задачи. Было бы правильно подумать над тем, чтобы трудовое законодательство создавало, помимо прочего, определенную систему стимулов и для работников, и для бизнеса, чтобы эти задачи решались быстрее и эффективнее.
Работодатель всегда выступает за то, чтобы сделать Трудовой кодекс более либеральным. Компании заинтересованы в том, чтобы была возможность легко расставаться работниками, но нельзя сказать, чтобы сегодня к Трудовому кодексу были какие-то особые претензии.
Гораздо более важным сейчас является вопрос создания рабочих мест. Если я хочу сократить человека, и ему есть, куда пойти работать, то он не будет цепляться за букву в договоре.
Создание новых рабочих мест необходимо в контексте модернизации и инноваций, которые означают повышение производительности труда. А что такое повышение производительности труда? Это высвобождение рабочей силы. Поэтому единственный способ сделать это без социальных потрясений – так настроить экономическую и региональную политику, чтобы создавались новые рабочие места. Причем, это должен быть или опережающий, или параллельный процесс. В этой связи и работу губернаторов необходимо оценивать по определенному критерию: создаются ли рабочие места или нет, причем, места не только «с киркой и лопатой», а высокоэффективные и высокопроизводительные.