Статья
1399 25 августа 2010 0:00

Учебный год приближается

К новому учебному году готовятся школы, училища, вузы. Идет проверка учебных учреждений, родители закупают все необходимое школьникам, которые наслаждаются последней неделей каникул.

С отчетом о ситуации со школами в сложных регионах, пострадавших в этом году от пожаров, выступил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. «Все ребята во всех населенных пунктах, пострадавших от пожаров, пойдут в отремонтированные школы. Ни один ребенок не останется за дверями школ», - сказал он 23 августа.

«В настоящее время мои коллеги посещают различные регионы, и мне пока не поступало информации о каких-либо сложностях в этом плане. В любом случае у нас есть время, чтобы вмешаться», - отметил министр.

«Я абсолютно убежден, что с 1 сентября начнется нормальный учебный год», - добавил Андрей Фурсенко.
Он также сообщил о ряде мер, принимаемых для поддержки студенчества. Одной из них министр назвал строительство новых общежитий.

По его словам, значительные средства министерство направляет на строительство новых общежитий. «В 2008-2010 годах мы построили больше общежитий, чем за предыдущие 5 лет», - сказал министр. Он отметил, что работа в этом направлении будет продолжена, несмотря на определенную нехватку средств.

Другой важной мерой Андрей Фурсенко назвал повышение стипендий, в частности, аспирантам и докторантам. «В настоящее время принимается решение о повышении стипендий аспирантам и докторантам, однако размер повышения нас не устраивает. Поэтому, скорое всего, придется сократить некоторое число аспирантских и докторантских мест, что позволит поднять стипендии на приемлемый уровень», - отметил он.

Кроме того, по словам министра, необходимо делать ставку на различные проекты, разрабатываемые молодыми учеными, в том числе студентами, создание соответствующих предприятий. «Это позволит молодым людям устроиться на работу по специальности уже в студенческие годы и неплохо зарабатывать», - отметил министр.

Со своей стороны МЧС отчиталось о том, что все школы в Москве проверены на пожарную базопасность. «Органами государственного пожарного надзора проверены и приняты все 1 586 общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы», - говорится в сообщении московского управления МЧС.

Вместе с тем, согласно сообщению, «по результатам проверок за нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности были привлечены 47 юридических и 574 должностных лиц».

Кроме того, сотрудники МЧС готовятся к обеспечению пожарной безопасности и оперативному реагированию на возможные чрезвычайные ситуации во время празднования «Дня знаний» 1 сентября.

Во время мероприятий будут выставлены противопожарные наряды, организован контроль за соблюдением требований пожарной безопасности и обеспечено оперативное реагирование подразделений в случае возникновения пожара либо другой чрезвычайной ситуации, передает Интерфакс.

Приближающееся 1 сентября вновь выводит учителя в центр внимания. Учителям и ученикам предстоит прожить бок о бок очередной учебный год. От учителя во многом зависит, какой предмет станет любимым, возможно, это повлияет на выбор будущей профессии. От его личного обаяния,  умения общаться,  держать при этом дисциплину зависит атмосфера в классе.

Каким должен быть современный учитель, чтобы оставаться авторитетом для не по годам развитой современной молодежи и при этом уметь передать им необходимые знания и ценности - таким вопросом, наверняка, задаются и педагоги, готовясь встретить учеников, и родители и общественность.   

Комментарии экспертов

Слово «образование» происходит от слова «образ». Обратите внимание, что образование – это когда люди, которые знают, как оно обстоит, передают тем, которые не знают (студентам, школьникам, детям), и благодаря этой передаче, благодаря трансляции образа, общество образуется. То есть образование – это образование общества. Образование общества не может происходить, исходя из клипов, шутки из Livejournal, анекдота или из нашего телевидения. Образ транслируется другими социальными моделями.

Здесь есть принципиальный вопрос. Если быть уверенным, как были уверены в XIX веке, что общество развивается, то есть его образ постоянно меняется, то тогда из этой идеи прогресса, в которую в XVIII и XIX веке верили очень многие европейцы, складывается необходимость подстраивать наше школьное образование под динамику развития этого образа.

В этом случае действительно можно говорить о том, успевают ли школьные учителя и профессора в институте отслеживать и фиксировать трансформацию образа общества для того, чтобы передавать наиболее важное, но обогащать это наиболее важное константное новыми элементами. Тогда можно задавать такой вопрос: соответствуют ли учителя настоящему моменту? Но для этого надо верить в прогресс.

Но в XX веке социологи, философы, этнологи, лингвисты, психологи поставили вопрос о развитии общества под сомнение. Европейское человечество, не говоря уж о всём остальном, уже было не уверено, прогрессирует ли общество или регрессирует.

Поэтому вопрос сложнее, чем вопрос о том, соответствуют ли учителя потребностям нашей жизни. Вопрос такой: а чему соответствует наша жизнь? Чему соответствует образ российского общества? Трудно считать, что оно развивается.

Общество разваливается на клипы, сопли, фильмы Гай Германики, Livejournal, на те социальные процессы, которые протекают вокруг нас. Поглощённость какими-то материальными эфемерными вещами крадёт у нашего общества образ.

Справляются ли с этой кражей образа наши учителя?  Я думаю, что учителя, которые пытаются сохранить человеческое достоинство, - это наша последняя линия обороны, которая стоит перед лицом разбегающегося в стороны развлекающегося общества.

И тот факт, что учителя не спешат помогать этому развалу, составляет специфику их достоинства, их мужества. С моей точки зрения, последние остатки человеческого образа сейчас держатся на учителях и преподавателях школы и высшей школы. Они - последняя линия обороны образа нашего общества, которые пытаются его образовать.
 

Молодежь всегда современна. Она в курсе новых, модных тенденции в чём бы то ни было: в развитии техники, во взглядах на музыку, на одежду. И для того, чтобы  учителя был контакт с ребёнком, бесспорно, он должен соответствовать. Иначе не будет взаимодействия.

Учитель не должен бояться, что ребёнок в каких-то умнее его, что ребёнок знает больше. Ведь когда взрослый общается с другим взрослым, который знает по какой-то теме больше, он же не комплексует. Я думаю, что учитель не должен бояться ситуаций, когда есть какие-то области знаний, в которых ребёнок знает больше. Он должен воспользоваться этим багажом сам и нарастить свой. Взаимообмен между учителем и учеником происходит всегда.

Что же касается того, насколько школьникам интересна так классика, которую преподают в школе, то можно с уверенностью сказать, что действительно интересна. Разбирая литературные произведения, они рассуждают, почему тот или иной герой поступил так или иначе, что им двигало, какие размышления, какие нравственные позиции. Детям интересно соотносить  литературные ситуации с реальной жизнью.

И хотя модели поведения в обществе могут существовать разные, но глобальные, базовые ценности не меняются. Они связаны с самим существованием человека. Первая базовая потребность – это потребность в самой жизни. С развитием общества она меняться не будет. Такая же базовая потребность – в пище, в безопасности. Я думаю, есть потребности, которые не зависят от экономических и политических строев.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".