Статья
1519 12 сентября 2017 14:33

Утонуть в потоке

Выборы 10 сентября можно смело назвать первыми в эпоху моды на политические телеграм-каналы. Практика показала, что на время выборов количество постов увеличивается настолько, что в них тонут как вбросы, так и достоверная информация, а отсеивать информационный мусор становится еще сложнее.

Все на выборы

Мода на политическую конспирологию, которую весной 2016 года в Телеграм привнес «НЕЗЫГАРЬ», на прошлогодних парламентских выборах еще не была так распространена. Сейчас и каналов стало больше, и количество подписчиков у крупных телеграм-каналов сопоставимо с некоторыми федеральными СМИ. Выборы 2017 стали первыми, когда огромная масса политических телеграм-каналов (больших и малых, анонимных и персональных) ринулась их освещать и анализировать.

Выводы относительно увеличения активности политических телеграм-каналов можно сделать, посмотрев статистику канала-агрегатора «Караульный», который собирает посты на политическую тематику. Если обычно в выходные дни на канале выходит в 2 раза меньше постов, чем в будние (около 90 вместо 170-180), то в день выборов произошел обратный эффект: постов стало значительно больше, и практически все из них относились к теме выборов:


Увеличение активности «Караульного» связано с общим ростом количества постов в политических телеграм-каналах. Авторы публиковали все, что угодно: от предвыборной социологии за день до выборов до конспирологических теорий относительно причин случившегося на муниципальных выборах в Москве.

Закон не писан

Мы уже отмечали, что одним из главных преимуществ телеграм-каналов, развязывающих их авторам руки, является тот факт, что на них не распространяется закон о СМИ. Поэтому можно писать абсолютно все, что угодно или все, что попросил заказчик, никакой ответственности за это не наступит, особенно, если канал является анонимным.

Поэтому авторы публикуют предвыборную социологию за несколько дней до выборов, не опасаясь последствий. Открытая агитация за того или иного кандидата встречается редко, да и практика показывает, что нативная реклама оказывается наиболее эффективной. В день выборов публикуются инсайды, слухи и пересказы «злых языков». И это при том, что прошедшие выборы проходили в условиях слабой конкуренции.

Каких-то откровенных и целенаправленных информационных кампаний в телеграм-каналах на этих выборах замечено не было. На губернаторских выборах все было абсолютно ясно еще до дня голосования, поэтому прибегать к услугам телеграмеров не было смысла, а на муниципальном уровне нет таких средств, чтобы можно было привлечь многотысячный канал. Да и практический эффект от таких действий неочевиден. В случае проведения более непредсказуемых выборов, постов было бы гораздо больше.

Невозможно анализировать

Если вы по каким-то причинам подписаны хотя бы на 5-10 политических телеграм-каналов, то, скорее всего, все посты прочитать вы не смогли. А если это получилось сделать, то никакой ясности они не добавили. Объяснения телеграмеров часто ничем не подкрепляются, вступают в противоречия друг с другом и в общей массе больше походят на информационный мусор, чем на качественную аналитику.

Следствием такого большого объема данных является то, что в информационном потоке тонут и здравые, интересные идеи. Телеграм рискует превратиться из инструмента, за счет которого можно было бы тонко манипулировать повесткой, в отбойный молоток, которым эту повестку можно полностью разбить. Важно, в каком качестве телеграм-каналы будут использоваться на выборах 2018 года.

Выборы 2018 и конкуренция

Президентские выборы всегда привлекали к себе больше всего внимания избирателей, наблюдателей и экспертов. Даже учитывая тренд на общее снижение явки, мартовские выборы привлекут значительно больше граждан.

Первые президентские выборы в эпоху политических телеграм-каналов могут привести к тому, что телеграм окончательно превратится в информационную яму для политических слухов, вбросов и «инсайдов». Конечно, останутся авторитетные каналы, которые будут стараться сохранять уровень, но общая масса будет обсуждать наряды участников тусовки «Ночь выборов», фотографии Ортеги, возможных авторов анонимных телеграм-каналов и прочую ерунду, которая интересна исключительно внутри тусовки, не более того.

Конкуренция среди политических телеграм-каналов сводится не к повышению качества контента, а к тому, чтобы попасть в очередной «Рейтинг телеграм-каналов» или получить репост от лидеров рынка вроде Методички, Караульного или Незыгаря. И если тенденция сохранится, то мода на телеграм-каналы пройдет довольно быстро.

Михаил Карягин, политолог
27 октября 2023 Новости  Сравнение российской и украинской информационных кампаний: обзор исследования RAND После начала Россией СВО на Украине многие западные политики и крупные СМИ заявили, что Украина якобы побеждает в информационной войне. Однако реальность может быть более сложной, считают исследователи американского аналитического центра RAND.  28 октября 2022 Новости  Информационное противоборство: как в США видят конкуренцию в этой сфере Какую роль информация играет в деятельности конкурентов и как информационная среда может поддерживать стратегические ответы на их действия? Как США могут лучше организоваться для конкуренции и более эффективно использовать все элементы национальной мощи — дипломатическую, информационную, военную и экономическую? 1 апреля 2020 Колонки
Вирусо-логика страха
 Вирусо-логика страха Елена Кондратьева-Сальгеро о симптомах информационной манипуляции.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".