В Приморье прибыла аварийная подлодка
На завод «Звезда» (ЗАТО Большой Камень, Приморский край) специальный буксир доставил аварийную лодку К-431 для утилизации.
Авария на атомной подводной лодке К-431 (заводской номер 175, проект 675) произошла 10 августа 1985 года. Вследствие нарушения технологии подъема крышки реактора началась неуправляемая цепная реакция урана. В момент взрыва погибло восемь офицеров и два матроса.
«Буксир провел в пути 18 часов. Сейчас лодка находится у причальной стенки завода. В ближайшее время начнется процедура ее установки на стапеля», - сообщил представитель предприятия, передает «Интерфакс».
Он также отметил, что лодка будет утилизирована на заводе «Звезда» до ноября 2010 года. «Все операции по изоляции лодки планируется завершить до конца года. Корпус будет разделен на три части. Два части будут полностью разделаны на металл, реакторный отсек на специальном понтоне отправят в бухту Разбойник для хранения», - отметил источник.
«Никаких опасных работ с лодкой проводиться не будет», - подчеркнул представитель «Звезды».
Ранее генеральный директор предприятия Андрей Рассомахин заявил журналистам, что «процедура утилизации безопасна как для персонала предприятия, задействованного в этой работе, так и для окружающей среды».
По его словам, радиационное обследование лодки было проведено совместно с ВМФ РФ в апреле этого года при процедуре передачи ее заводу.
«В мае-июне предприятие провело комплекс мероприятий по нормализации радиационной обстановки на корпусе АПЛ. Положительные результаты были подтверждены повторным обследованием в конце июня», - сказал директор.
«Первоначально рассматривалось несколько мест для утилизации субмарины, в том числе один из доков 30-го судоремонтного завода в Приморье.
Перераспределив загрузку собственных доковых мощностей, «Звезда» отказалась от этого варианта», - подчеркнул Рассомахин.
«Звезда» занимается утилизацией АПЛ по госконтракту с госкорпорацией «Росатом», подписанному в январе 2010 года. Стоимость контракта составляет более 350 млн рублей.
Анатолий Долинин, историк науки и техники:
Утилизация атомных подлодок является очень трудоемким, а главное - очень дорогостоящим процессом. У нас очень много судов, которые требуют утилизации, но они продолжают стоять в портах, поскольку это не очень выгодный процесс, так как нуждается в больших финансовых вложениях.
Естественно, аварийную подлодку К-431 следовало утилизировать уже очень давно, то, что это происходит так поздно, говорит не в пользу предприятий, работающий в этой области. Но само то, что какие-то процессы все же идут и изоляция неработающих подлодок постепенно ведется, уже внушает надежду.