Статья
1341 17 мая 2012 14:36

Величие и крах Османской империи

Империя протянулась от Дуная до Нила, взяв под контроль торговые пути, соединявшие Ближний Восток и Европу.
Комментарии экспертов

Книга Гудвина вопреки оригинальному названию (A History of the Ottoman Empire) — это не столько история государства, сколько очерки его жизни, расположенные в хронологическом порядке, и изрядно напоминающие стихи. Предмет исследования, пожалуй, вполне подходящий — во всех деталях более чем пятисотлетнюю историю государства османов все равно не описать, зато оно способно занять достойное место в волнующей черед «потерянных цивилизаций» — наряду с Византией и Советским Союзом. В начале книги Джейсон Гудвин рассказывает историю о филологическом конгрессе, на котором писателя-турка просят привести пример классической османской поэзии. «У нас нет классики», — горько бросает тот. Язык, на котором говорила и писала погибшая империя, сегодня является достоянием нескольких профессоров. Хотя, кто знает, может быть в современной Турции живут себе тамошние «имперцы», мечтающие о реставрации султаната.

Основной интерес в этом тексте состоит в формировании ментальной карты империи, чьи принципы управления и формы организации, социальные страты радикально отличались от всего, что было известно в христианской Европе. На каком-то этапе истории османы стали самым эффективным народом-завоевателем, сумевшими не только успешно завершить легендарную осаду Константинополя под грохот гигантских артиллерийский орудий, но и сохранить захваченные земли. В течение нескольких веков, пока Запад погряз в войнах и распряд, османы сохраняли покой. У их империи было не десять «спокойных лет» Столыпина, а многим больше. Но кончилась эта стабильность совсем не так, как мечтают консерваторы (среди поклонников османских нравов числился, кстати, великий визионер-традиционалист Константин Леонтьев). Легендарные янычары к 19 столетию превратились в обузу для султана, и армию пришлось реформировать на европейский манер. Империя перестала быть домом знаний и идеальной военной машиной и стала, по выражению русского императора Николая I, «больным человеком Европы».

Уникальность социального устройства империи состояла в том, что большая часть османских сановников не было турками по происхождению. Примерно раз в три года в соответствии с принципами девширме турецкие сборщики отправлялись на Балканы и брали там «живой налог», сыновей славян и греков, которые затем проходили обучение и принимали ислам. Наиболее талантливые из них становились чиновниками, художниками и учеными, вершина карьера такого юноши — звание великого визиря, фактического правителя страны при султане. Другие пополняли ряды элитной янычарской пехоты империи. Но и те, и другие считались личной собственностью правителя, и не имели никаких наследственных прав на свои должности, земли и имущество. В этом смысле перед нами пример радикальной (и совершенно неэгалитарной, учитывая статус султана) меритократической модели, прямой противоположностью которой были аристократические традиции Запада. Именно это социальное устройство в зените турецкой славы, XVI веке, стало причиной побед империи.

Из мелких деталей книги Гудвина то и дело складывается, кроме того, повествовование о «роли религии в государстве». Османы не пытались изменить жизнь завоеванных народов, говорит он, и не обращали их насильно в свою веру. Ведь последняя предполагала, что явится Махди, который рассудит, чья вера была праведной, а до тех пор туркам стоит ждать и владеть мирам. Кружатся по тексту книги деревиши, грабят корабли госпитальеры, а еще автор делает предположение — атака османов на Вену в 1537 году хоть и не окончилась решительной осадой города, но все же спасла жизни лютеран, с существованием которымх Карл V в условиях исламской угрозы предпочел смириться.

Джейсон Гудвин «Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов». М.: «КоЛибри», 2012.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".