Статья
926 16 мая 2009 0:02

Визит премьер-министра Турции

Россия и Турция договорились продлить соглашение по поставкам российского газа, срок которого истекает в 2012 году. Вопросы энергетического сотрудничества обсудили премьер-министры России и Италии В. Путин и С.Берлускони на встрече в Сочи.

"Действующее соглашение о поставках российского газа в Турцию по западному направлению, подписанное в 1986 году, истекает в 2012 году. Мы договорились о том, чтобы незамедлительно приступить к подготовке продления этого договора", - сказал по итогам встречи Р.Эрдоган.

В свою очередь, премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что Россия и Турция договорились начать работу по продлению еще одного контракта - на поставку газа в объеме 6 млрд кубометров в год, срок которого истекает в 2011 году. "Сегодня мы договорились о том, что немедленно начнем переговоры о продлении еще одного контракта, срок которого истекает в 2011 году, и в рамках которого поставляется 6 млрд кубометров газа", - сказал В.Путин.

В.Путин также отметил, что Турция занимает третье место по потреблению российского газа после Италии и Германии. "Турция вышла на третье место по потреблению российского газа после Германии и Италии. В прошлом году в Турцию было поставлено 23,9 млрд кубометров газа", - сказал В.Путин, при этом подчеркнув, что потребление российского газа в Турции в дальнейшем будет только расти. "По подсчетам и наших, и турецких экспертов с 2015 года потребление газа в Турции возрастет, и возрастет существенно", - сказал он.

Россия поставляет газ в Турцию по двум направлениям - по западному, через Украину, и через газопровод "Голубой поток". Через "Голубой поток" в 2008 году было поставлено 10,5 млрд кубометров газа, 14 млрд кубометров шло по западному направлению.

В 2009 году "Газпром" готов нарастить поставки газа по "Голубому потоку" до 14 млрд кубометров газа в год. Проектная же мощность "Голубого потока" составляет 16 млрд кубометров газа в год.

Российско-турецкий товарооборот достиг рекордной отметки в $35 млрд, и Россия стала главным торгово-экономическим партнером Турции.

Нынешняя встреча премьеров - третья в этом году. В последний раз В.Путин и Р.Эрдоган встречались 29 января 2009 года в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, передает "Интерфакс". На встрече российский премьер, в частности, отметил, что объем торгово-экономических связей РФ и Турции продолжает увеличиваться даже в непростых условиях мирового экономического кризиса.

В феврале 2009 года Россию посетил президент Турции Абдуллах Гюль. Президент РФ Дмитрий Медведев в ходе переговоров с А.Гюлем 13 февраля подчеркнул, что Россия настроена на развитие сотрудничества с Турцией в энергетической сфере. "Мы заинтересованы в развитии связей в области электроэнергетики, ядерной энергетики, промышленной кооперации. Это может быть надежным фундаментом развития наших отношений на годы вперед", - сказал глава российского государства. Д.Медведев отметил, что энергетика уже является "очень мощным фундаментом" двусторонних отношений. Он напомнил, что две страны реализуют ряд крупных энергетических проектов, в частности, по газопроводу "Голубой поток".

Он также подчеркнул, что Россия заинтересована развивать сотрудничество с Турцией в сфере транспорта, сельского хозяйства. "Мы хотели бы, чтобы такого рода проектов было как можно больше", - добавил Д.Медведев. Он отметил, что объем взаимного товарооборота в прошлом году превысил, по данным российской стороны, 34 млрд долларов. "Таким образом, задача, которая была поставлена - довести этот показатель сначала до уровня 25 млрд долларов - существенно превышена", - сказал Д.Медведев.

Глава государства также отметил, что Россия рассчитывает на координацию усилий с Турцией в интересах обеспечения мира и безопасности в регионе Кавказа. "Наши страны являются черноморскими державами. Это предопределяет необходимость общих усилий по поддержанию мира и безопасности в Черноморском регионе и в целом на Кавказе. Очень рассчитываю на тесную координацию с турецкими друзьями", - сказал Д.Медведев.

В свою очередь премьер В.Путин на встрече с А.Гюлем 13 февраля отметил, что Турция является одним из лидеров торговли с Россией. "У нас очень много совместных проектов и интересов. Турецкое направление является одним из приоритетных в нашей внешней политике", - отметил В.Путин.

Со своей стороны президент Турции отметил, что отношения между Турцией и Россией активно развиваются. При этом он подчеркнул, что основная заслуга в развитии отношений между двумя странами принадлежит В.Путину. Он от своего имени и от имени турецкого премьер-министра пригласил В.Путина посетить Турцию.

Выступая 13 февраля на турецко-российском бизнес-форуме в Москве, А.Гюль сообщил, что Турция предложила РФ отказаться от доллара и евро и перейти на рубль и турецкую лиру во взаимных расчетах. По его словам, заинтересованным ведомствам двух стран уже даны соответствующие поручения по проработке возможного перехода на взаиморасчеты в местной валюте. Президент Турции выразил надежду, что такой переход возможен в скором времени.

По итогам визита А.Гюля в Москву была подписана Декларация о продвижении к новому этапу отношений РФ и Турции и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства. Как отметил президент РФ Д.Медведев на пресс- конференции по итогам переговоров с А.Гюлем, "это политический документ, но это не просто форма или рамка, а документ, на основе которого впоследствии реализуется сотрудничество и во внешнеполитической сфере, и в сфере торгово-экономических отношений, и в сфере гуманитарного сотрудничества".

 

Комментарии экспертов

Определяющим в отношениях между Россией и Турцией является энергетика. Турция сейчас претендует на статус регионального энергетического диспетчера, транзитёра. Здесь конкуренцию ей составляет Болгария. Но если Болгария в транзитных поставках ориентирована прежде всего на российское направление, то Турция делает ставку на альтернативное направление, то есть на поставки напрямую из Центральной Азии, минуя Россию. Я говорю прежде всего о газовых ресурсах. В этой связи отношения между Москвой и Анкарой не могут быть столь безоблачными, каковы они, скажем, между Москвой и Римом. По итогам визита Сильвио Берлускони это было подтверждено.

Я думаю, что фактором, который влияет на позицию Турции в отношении России является в том числе и её стремление интегрироваться в Европу, вступить в ЕС. Конечно, Турция должна идти на ряд проевропейских шагов, принимать проевропейские решения. Одно из таковых – это её желание участвовать в газопроводе «Набукко». Но вместе с тем подчеркну, что пробуксовка процесса включение Турции в ЕС вынуждает Анкару действовать более жёстко на международной арене и демонстрировать самостоятельную политику, не зависимую в одинаковой степени ни от ЕС, ни от США (а Турция, как известно – ключевой союзник США в Малой Азии), в том числе ни от России. Такая самостоятельная, ни от кого не зависящая политика.

В этой связи я думаю, что у России есть большое пространство для оптимизации сотрудничества, что как раз и основано на том, что Запад не всецело готов поддерживать Турцию в её начинаниях, в некоторых её энергетических решениях и в её внутриполитических проблемах. Здесь я отмечу отношения между Турцией и Арменией и проблему курдов. Здесь страны Запада достаточно пассивно себя ведут, не поддерживая Анкару. 

Я думаю, что для России крайне важно получить Турцию в стан своих союзников, поскольку таким образом мы лишим газопровод «Набукко» ещё одного потенциального участника. Конечно, мы не сможем абсолютно исключить Турцию из этого проекта, но, тем не менее, такая двойственная позиция Турции будет, безусловно, нам на руку.

На переговорах Путина и Эрдогана, кроме заявленных тем, скорее всего, будет обсуждаться проблема Нагорного Карабаха. Мне кажется, что будут обсуждать вопрос того, в каком формате им предстоит участвовать в течение всего этого года в переговорном процессе. Нужно учитывать, сроки и формат, возможность прямых переговоров оговоривались. Тем не менее, сохраняющиеся проблемы в двустороннем общении, в первую очередь в отношении того, как решать карабахский вопрос, конечно, заставляют в том числе поднимать его в диалоге с Турцией.

Как предполагается, основной задачей России является попытка выступить в роли миротворца в урегулировании спорного территориального вопроса через год после того, как спорный территориальный вопрос был решён силовым путём (имеется в виду проблема двух бывших грузинских автономий – Южной Осетии и Абхазии). Сейчас Россия выступает в другом ранге. Тем не менее, по степени значимости эти вопросы сопоставимы, так как они определяют конфигурацию политических сил в Закавказье в целом и, более того, имеют возможность воздействовать на ситуацию в Ближнем Востоке, потому что тема Армения-Азербайджан проецируется не только на Турцию с одной стороны и Россию с другой, но, в общем-то, и на Иран, учитывая исторические связи между Азербайджаном и Ираном.

Стороны не смогут обойти и вопрос относительно проекта «Набукко», который буксует. И, видимо, сейчас есть определённое двустороннее понимание в этом вопросе. Учитывая, что экономическая составляющая по официальной повестке серьёзна, то, наверное, нельзя исключить, что для нас было бы неплохо понять намерения турецкой стороны. А они упираются в то, что проект «Набукко» пора увязывать с вопросом вступления в ЕС. И пока эта тема не будет урегулирована, никаких подвижек в позиции турецкого руководства не произойдёт.

Я думаю, в целом можно сказать, что значение Турции для нас ограничится региональным статусом – это Кавказ и частично европейское направление. Тем не менее, недооценивать этого игрока очень сложно. Показателем здесь выступает визит Обамы в Турцию, в ходе которого обсуждался как проект «Набукко» и вопрос об энергетических поставках на территории Европы, так и проблема регионального статуса Турции, как посредника в переговорах с Ираном, посредника в переговорах по нагорно-карабахской проблеме, и посредника в переговорах между Россией и Израилем. Наверное, здесь двойной уровень регионального подхода сочетается с фактически с уровнем политического диалога.

Но у нас, он, в общем-то, на данный момент ограничивается карабахской темой, потому что позиция России по арабо-израильскому диалогу пока до конца неясна, потому что нет ясности относительно визита Либермана в Москву, который, в общем-то, планируется. Когда он состоится, точно сказать затрудняюсь, но МИД уже огласил возможность приезда. Что касается Ирана, здесь Москва даёт чётко понять и Турции, и в большей степени США, что в том формате, в котором нам предлагают участвовать в переговорном процессе, мы работать не будем, потому что это противоречит нашим экономическим интересам на территории Ирана.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".