Статья
1465 18 октября 2017 9:43

Войти в профессию дважды

Добродетель, теряющая представление о времени и пространстве, возносящая себя над здравым смыслом, в ранг высшего «судителя» o добре и зле и начинающая стращать несогласных, по единоличному почину, как правило, даёт совершенно обратный результат и делает порок гораздо более привлекательным её собственной, зарвавшейся до остервенения праведности.

Популярный сегодня голливудский флешмоб «Звёзды за мзду» (и всё, что рифмуется с этим нехорошим словом) набирает обороты не только в Голливуде. Эстафету приняли все передовые европейские страны, организовав настоящее соревнование, чтобы доказать миру, у кого больше обиженных домогательствами звёзд.

Во Франции, новый вид политкорректного спорта уже окрестили «делатоном», обогатив словообразование слиянием смыслов «биатлона» и «délation», означающим «предательство».

Дело в том, что во Франции этот флешмоб получил не очень эстетическое название «Сдай своего кабана!»

И в прессе на эту тему развернулась достаточно широкая дискуссия.

В том числе, на популярном радио-канале Europe 1, известные журналисты Эрик Нолло и Эрик Земмур, приглашённые обсудить тенденцию, несколько смутили и покоробили ведущих неожиданным и вовсе не типичным для мощно проталкиваемой в умы идеи: «как хорошо, что женщины сегодня могут обо всём открыто говорить!».

Журналист Нолло посчитал скандал в Голливуде нехорошим прецедентом и заявил об опасности проведения подобных «акций» в соцсетях, поскольку каждое названное в интернете имя становится по сути обвинением, от которого объявленному «домогателем» впоследствии придётся долго и, скорее всего, безуспешно отмываться.

По мнению журналиста, общественную проблему не следует вываливать в соцсети.

А журналист Земмур, который известен тем, что любит резать правду-матку вдоль и поперёк, и вовсе убил ведущих наповал.

Сначала, заявив: «Как только я вижу свору, я настораживаюсь».

Затем, сравнив происходящее с поощрениями к обыкновенным доносам, о чём свидетельствует само название флешмоба — «Сдай своего кабана!». 

«Я не знаю этого Вайнштейна и не знаю, в чём конкретно он действительно виноват, но сам факт, что на него так усердно и так поспешно набросилась целая свора знаменитостей с запоздалыми обвинениями у меня вызывает недоверие...Неужели, вы не видите, что активно продвигаете поощрение доносов? Ваш лозунг был бы идеален во время войны: „Сдай своего еврея!“».

И пока ведущие программы судорожно сглатывали, пытаясь опровергнуть шокирующий аргумент обвинениями в передёргивании и использовании закона Годвина, а также взываниями к факту того, что происходящее сегодня «позволяет наконец женщинам свободно говорить о своих проблемах», Земмур саркастически заметил: «У меня нет впечатления, что свобода слова у женщин обнаружилась только сегодня...»

Здесь следует добавить несколько любопытных сопутствующих голливудскому скандалу деталей, о которых французская пресса не очень охотно говорит, хоть и не замалчивает полностью.

Интересно, например, что как раз перед самым разоблачительным скандалом, дела у знаменитого «дома Вайнштейна» шли, что называется, от плохого к худшему и всем «внутритусовочным» элементам это было хорошо известно. Сведения о проблемах продюсерской фирмы г-на Вайнштейна просочились в прессу, незадолго до сенсации.

После чего у известных актрис неожиданно искристо взыграла память и разразился флешмоб «Я внезапно вспомнила, как сильно пострадала».

И ещё, из серии «все равны, но некоторые равнее»: г-н Вайнштейн в прошлую субботу был с позором исключён из знаменитой «Academy of Motion Picture Arts and Sciences» (также называемой «Академией Оскаров»), подавляющим большинством голосов — все, как один и все — на одного.

Официальное коммюнике, после экстренного заседания по поводу г-на Вайнштейна гласит: «Мы не только отстраняемся от того, кто не заслуживает уважения своих коллег, но и пользуемся случаем, чтобы заявить, что время замалчивания и постыдного пособничества сексуальным домогательствам в киноиндустрии прошло!» (громко не смейтесь, не пугайте коллег).

И тем не менее, например, г-н Полянский, всемирно известный не только своим кино, но и сексуальными похождениями с несовершеннолетней, из Академии Оскаров изгнан не был.

А самая трагичная ирония в том, что во время громкого процесса Полянского и его 13-летней жертвы, именно Вайнштейн был одним из самых рьяных его защитников, настаивал на «судебной ошибке» и заявлял прессе: «Что бы вы ни думали, но Полянский своё наказание уже отбыл».

Здесь, конечно, каждый вправе делать собственное заключение, от самых жёстких, до самых нейтральных, кому как ближе.

И фортуна переменчива, и наказание находит своего адресата. Не вопрос.

Как не секрет знаменитая присказка «как девочки попадают в кино». Хоть и не все девочки, конечно же, и не всё кино.

Здесь, как мне кажется, важно несколько другое.

В одну и ту же профессию, в отличие от воды, можно войти дважды.

Один раз — звездой. И ещё один — жертвой.

Можно добиться наказания насильнику, утешиться всеобщим пониманием и дружным врачеванием собственного позора.

Принять соболезнования и похвалы за храбрость. Сладко забыть и не вспоминать, отчего храбрость вспыхнула так поздно и только в компании многочисленных «товарищей по несчастью», которые все вместе действительно напоминают свору.

Можно так никогда и не задаться вопросом, почему гонят именно этого «кабанчика» и именно сейчас: когда идёт королевская охота, свору гонят в нужном направлении, не объясняя ей зачем и почему.

Загоним кабанчика, утрём слезу и крепко облобызаемся, утеплившись совместным сочувствием за правое дело.

И жизнь продолжится, и профессия не изменится — вот это последнее особенно точно. Потому что мир, в целом, не меняется никогда. И все те, кто пытается вас убедить в том, что «отныне и впредь» чего-то там не повторится, потому что «неповадно будет» — лгут.

Будет повадно и повторится бесконечно. Просто всегда, в момент, когда нужно сделать выбор, кто-то согласится, а кто-то откажется. И кто-то промолчит, а кто-то закричит. Ничего нового.

Профессия останется, вместе с актрисами. И с душком. Не только слабости, но и трусости, и корысти, и предательства. А главное — дружного доноса хором, методом «все на одного».

Кабан, само собой, заслужил. Да ведь и гончие тоже не зря старались...

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".